Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История вещей arrow Религия arrow Как появился Буддизм?
2008-06-27 15:43:12
Как появился Буддизм?
Печать E-mail
(24 голосов)

Буддизм – самая древняя из трех мировых религий (наряду с христианством и исламом) возникла в Индии 2,5 тыс. лет тому назад. Основное число ее последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Индии, Китае, Японии, Камбодже, Таиланде, Лаосе, Шри-Ланке, Непале. В нашей стране буддизм традиционно исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы. Общую численность буддистов в мире определить трудно, однако весьма приблизительно принято считать около 400 млн. мирян и 1 млн. монахов.

Буддизм – это религиозно-философскоеучение, созданное на основе древних учений Индии, краеугольным камнем которых является вера в перевоплощение. В основе буддийского вероучения лежит внутреннее стремление человека к духовному озарению, или нирване, достигнуть которую помогают медитация, мудрость и высшие моральные ценности. Основная цель буддизма – самосовершенствование человека, освобождение от цепи перерождений, приносящих страдание, в основе которого лежат эгоистические желания.

Основатель буддийского учения Будда Шакьямуни предложил путь постижение истины, освобождения от страданий и достижения нирваны. Это так называемой «благородной восьмеричный путь», состоящий из правильного понимания, правильного намерения, правильной речи, правильного поведения, правильной жизни, правильного усилия, правильного отношения, правильного сосредоточения. Буддизм не столько религия, сколько нравственное учение, отвечающее созерцательному мироощущению людей Востока. Как считают верующие, неукоснительное соблюдение всех предписанных учением правил этического поведения (в частности, не убивать живое, не употреблять мясной пищи, не причинять страданий другим, работать над своим положительным сознанием) и выполнение созерцательных упражнений приведет человека к освобождению от страданий.

Будда – реальная историческая личность. Письменные тексты, фольклорные жанры и художественные произведения, дошедшие до нас, называют его разными именами: Сиддхартха (личное имя), Гаутама (имя рода), Шакьямуни (мудрец из племени шакья), Будда (просветленный), Джина (победитель), Бхагаван (торжествующий) и др. Самое распространенное – эпитет Будда, от которого пошло название всей религии.

Согласно буддийскому летоисчислению Будда жил с 623 г. по 544 г до н.э. Он родился в аристократической семье, которая правила небольшим государством на границе Непала и Индии. В детстве он был огражден от неприятных сторон окружающей жизни. Став взрослым, Гаутама обнаружил, что жизнь полна страданий. Он решил помочь людям, в 29 лет ушел из дома и стал отшельником. Однако он убедился, что умертвление плоти ведет к угасанию разума, и отказался от аскетизма. К 35 годам у него созрело убеждение в близости открытия истины. Гаутама погрузился в медитацию, в которойпребывал по разным версиям 4 или 7 недель без еды и питья. В результате он достиг просветления, т.е. стал Буддой, которому открыты все законы мироздания. После этого Будда в течение 45 лет ходил по стране, проповедуя свое учение, умер в возрасте 80 лет.

Каноническое изображение основателя учения в буддийском искусстве - Будда сидит в расслабленной позе в состоянии величайшего покоя, что подчеркивается молодостью лица, не подвластного неизбежности старения. Будду отмечают определенные атрибуты – особым образом сплетенные пальцы, выпуклость на темени, обозначающую чрезвычайную степень его ментальных сил, «урна» (третий глаз), завитки волос и отметины на подошве в виде лотоса и колеса. Позади головы Будды изображается либо круглый нимб-солнце, либо сияние миндалевидной формы – «мистический миндаль», иногда украшается языками пламени. Впоследствии сформировались три основных типа изображения Будды, несущих определенное смысловое значение.

Буддизм, распространяясь с течением веков на колоссальные соседние территории, не вступал в противоречие с уже существовавшими там исконными вероисповеданиями и культурой. Находилось много общего с местными божествами, обычаями и обрядами. Буддизм ассимилировался с ними, вбирая в себя многие аспекты местных культов, видоизменялся под давлением других религий, однако в основе своей остался неизменным.

Распространению идей буддизма способствовали архитектура, скульптура, живопись. Первоначально искусство буддизма являло собой набор «подкреплений» или «напоминаний», которые помогали верующему в восприятии часто слишком сложного для него вероучения. По мере распространения религии оно наполнялось новыми смыслами и отливалось в совершенно новые формы.

Созерцательное буддийское «искусство жизни» требовало слияния художественных форм с природными. Поэтому буддийская архитектура отличается от европейской: это не укрытие от природы, а растворение в ней. Главная идея буддийских сооружений - создание зримого подобия искусственныхи естественных форм, гармонии с природой, условий обретения душевного покоя. В основе архитектуры лежит классическое ощущение органического, свободно растущего из земли объема. Тибетские храмы и китайские пагоды кажутся естественными образованиями, они вторят формам гор, холмов или выветренных скал, распускаются на их склонах подобно диковинным цветам.

Можно выделить два основных типа буддийских строений. Первый вид – это службы, предназначенные для поддержания жизни монастыря: храмы, порой достигающие огромных размеров, помещения для монахов - вихара, зал для верующих – чайтья, библиотеки, башни для гонгов и колоколов.

Второй тип – сооружения, которые сами по себе являются объектом поклонения: ступа или пагода. Они, как правило, являются центром монастыря в соответствии со своей ролью хранителя священных реликвий.

Ступы – это не здания, а цельные монолитные монументы с небольшими камерами – реликвариями и нишами для скульптур. Согласно преданию, первые ступы были воздвигнуты после сожжения по индийскому обычаю тела Будды - для хранения его пепла, поделенного на восемь частей по числу областей Индии, заявивших свои права на его мощи. Ступы бывают полусферической, башнеобразной или колоколообразной формы. В системе буддийской символики ступа рассматривается как вертикальная модель Вселенной. Она символизирует «творческое начало Вселенной», «импульс жизни», нирвану. Архитектурные особенности ступ в каждой стране определяется местными традициями, однако в плане они должны быть обязательно круглыми или квадратными.

Вся группа зданий монастырского комплекса организована по единому плану. В Восточной Азии монастырь окружен стеной и обычно ориентирован по центральной оси главными воротами на юг, за которыми стояла пагода, за ней храм. Завершали эту линию зал для проповедей и задние ворота. Расположение зданий могло меняться из-за особенностей рельефа, особенно в горах, однако буддийская культура всегда предполагает ритуальный обход вокруг по часовой стрелке. В выдолбленных в скалах храмах для этого использовали специальную тропинку. Со временем храм вытеснил с центрального места пагоду, поэтому она приобрела менее священный и более декоративный вид, и часто к одной пагоде пристраивали вторую – для симметрии.

В буддийских храмах на возвышении – своеобразном алтаре в глубине зала находятся статуи Будд или бодхисатв (святых, решивших выйти из круга перевоплощений и достичь состояния Будды). Алтарь представляет собой несколько ступеней: квадратная ступень –символ земли, круглая – символ неба. В стенных нишах расположены статуи божеств, на стенах – росписи, напоминающие о прежних деяниях Будды, картины рая, фигуры бодхисатв, бесчисленные декоративные мотивы.

Расцвет буддийской скульптуры относится к IV – V вв. В эти годы изготавливаются огромное количество изображений Будды и бодхисатов из золота, бронзы, раскрашенного дерева, слоновой кости, камня от маленьких (2-3 см) до огромных фигур в 54м высотой.

Часто буддийские сооружения превращаются в гигантские пирамиды скульптур, сплошь закрывающие основной объем. Рельефы и скульптуры храмовых и монастырских сооружений включает также изображения, не связанные с философией буддизма, отражающие более древние культы и верования, а иногда и просто фантазию художника.

Буддизм не объявлял запретов на изображения живых существ, поощрял самостоятельность мышления, объявлял важнейшим принцип великой сложности и непрерывной изменчивости мира. Будда учил, что дорога к спасению лежит через избавление от иллюзий, поэтому буддийские персонажи имеют ясное и просветленное выражение, они находятся вне моральных слабостей и эгоистических страстей.

Источник: http://www.liart.ru/


Комментарии (всего: 1)

Гость [2008-09-11 16:53:23]
:eek

 
Этот день в истории
17 ноября
1855Английский путешественник Д. Ливингстон открыл водопад Виктория
1970На Луну доставлен первый советский луноход
1988Появляется первая в СССР программа-антивирус, Aidstest Дмитрия Лозинского.
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи