Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История arrow История стран и цивилизаций arrow Древнеримская цивилизация
2009-01-31 21:35:11
Древнеримская цивилизация
Печать E-mail
(36 голосов)

Древнеримская цивилизация - морская цивилизация

В центре Средиземного моря на Апеннинском полуострове появилась еще одна морская цивилизация Древнеримская. Ее созданию способствовали благоприятные географические и климатические условия.

С севера Апеннинский полуостров защищен Альпами, с востока Адриатическим морем. С юго-востока полуостров отделен от Балкан Ионическим морем, на западе от Сардинии и Корсики Тирренским морем. На северо-западе полуостров омывался водами Лигурийского моря. Береговая линия Апеннинского полуострова развита значительно меньше, чем в Греции, здесь нет морей, усеянных островами, поэтому мореплавание не получило такого развития, как в Греции. Вдоль всего полуострова тянулись Апнннинские горы, разделяя его на три больших области северную, центральную и южную. Крупных рек, кроме реки Пад (совр. По), на полуострове мало. Множество небольших рек, полных и бурных в зимнее время и особенно в период весенних паводков, почти пересыхали летом, что делало их малопригодными для судоходства.

Климатические условия Апеннинского полуострова отличались разнообразием. Так, север находился в зоне умеренного климата, с холодными дождями, снегом и ночными заморозками, а центральную и южную части полуострова согревали субтропики с мягкой и теплой погодой, обильными дождями, что способствовало появлению богатого растительного и животного мира. Горные склоны Апеннин были покрыты густыми лесами, где росли сосны, пихты, ели, дубы, вязы, буки, каштаны, в долинах и на побережье росли кипарисы, лавры, мирты, акации, пальмы. С начала I тыс. до н.э. под влиянием греков на полуострове появились оливковые рощи, абрикосовые и персиковые сады. В горах и лесах водились кабаны, волки, лисы, медведи а также различные мелкие зверьки и птицы. Жители полуострова уже в глубокой древности приручили быков, овец, свиней. Древние греки, удивленные богатой растительностью и обилием скота, назвали южную часть полуострова страной телят Италией. Это название в дальнейшем распространилось на весь Апеннинский полуостров.

Италия относительно бедна полезными ископаемыми. Здесь имелись небольшие залежи золота, серебра, железа, меди, олова. Центральные Апеннины были богаты мрамором и строительным камнем, Кампанья славилась глиной, а устье Тибра давало жителям Италии соль.

На территории Апеннинского полуострова, ставшего сердцем Древнеримской цивилизации, проживало население (как местное, так и пришлое), сильно различавшееся в языковом, этническом и культурном отношении. Древнейшим населением полуострова были средиземноморские народы: лигуры в Италии, сиканы на острове Сицилия, корсы на острове Корсика, сарды на острове Сардиния. В конце II начале I тыс. до н.э. в районе Средиземноморского бассейна произошли массовые передвижения племен. Из Иллирии, бассейна Дуная и западных районов Малой Азии на полуостров волнами переселялись различные племена, среди которых самыми многочисленными были индоевропейцы италики. Древнейшее население полуострова было частично оттеснено в альпийские горные долины, частично истреблено или ассимилировано пришельцами. В I тыс. до н.э. основную массу жителей полуострова составляли племена италиков, из которых выделялись латины, давшие название занимаемой ими области Лаций, оски, умбры и сабейские племена, среди которых наиболее многочисленные самниты.

Вокруг Лация проживало множество небольших племен, в том числе и сабиняне. В результате смешения латинских и сабинских племен появились римляне. Области к северо-западу от реки Тибр, в устье которой был основан город Рим, населяли этруски. Римляне называли их туски, греки тиррены, а сами они себя называли расенами. На полуостров этруски пришли с Востока, вероятно, из западных областей Малой Азии. Они имели письменность, алфавит которой составлен на основе финикийского. Сохранившиеся надписи (9 тыс.) пока не позволяют понять язык этрусков. Этруски считались отличными металлургами, строителями, опытными мореходами. Господствуя на море, они занимались морским разбоем. В III в. до н.э. римляне покорили этрусков и впоследствии романизировали их. У этрусков были заимствованы многие их достижения в строительном деле, художественной культуре и идеологии. Римляне никогда не отрицали, что письменностью, культурой, многими религиозными обрядами и институтами они обязаны этрускам. К этрускам посылали учиться юношей из знатных семей. Через Этрурию в Рим проникали греческие мифы. В ходе длительного этнокультурного смешения к I в. до н.э. на Апеннинском полуострове сложилась единая италийская народность с единым латинским языком.

Часть населения Апеннинского полуострова составляли греческие колонии. Уже в VIII-VI до н.э. греки населяли берега Южной и Средней Италии, а также остров Сицилию. На базе греческих колоний создавались крупные торговые центры. Греческие колонисты перенесли на полуостров культуру оливководства и виноградарства, технику керамического и металлургического производства. Греческое ремесло, техника сельского хозяйства, военное дело, научные знания, искусство и религиозные представления оказали сильное воздействие на становление Древнеримской цивилизации. Население Апеннинского полуострова испытывало влияние и карфагенян, колонии которых находились на западе Сицилии и на Сардинии.

Итак, Древнеримская цивилизация формировалась под воздействием нескольких факторов:

  * наличие общеиталийского культурного фонда, в частности, племенных преданий, традиций в керамике и ювелирном искусстве;
    * присутствие греческого влияния, в том числе через колонистов;
    * выделение значительной роли этрусского влияния.

Благоприятные природные условия и влияние более развитых цивилизаций способствовали быстрому становлению и развитию Древнеримской цивилизации.

Древнеримская цивилизация охватывает период с VIII в. до н.э. ( 21 апреля 753 г. до н.э. легендарная дата основания Рима) по V в. н.э. (23 августа 476 г. был низложен последний император Западной Римской империи Ромул Августул). В своем развитии цивилизация проходит через три этапа: эпохи Царей (VIII-VI вв. до н.э.), Республики (VI-I вв. до н.э.), Империи (I в. до н.э. V в. н.э.). Эпоха Империи в свою очередь подразделяется на Раннеимперский период (эпоха принципата): 31 г. до н.э. 284 г. н.э., и Позднеимперский период (эпоха домината): 284 476 гг.

Цивилизация царского Рима

Древнейший период истории Рима получил название Царского (VIII-VI вв. до н.э.) Жители Лация центра возникновения Древнеримской цивилизации жили родами, каждый из которых занимал свою территорию (паг), т.е. представлял собой территориальную общину. Из объединения таких общин и возник Рим. Он появился на стыке районов 3-х обособленных племенных объединений. Племена (трибы) состояли из объединений родов (курий). В каждой трибе было 10 курий, в каждой курии 10 родов. Такми образом, в каждой трибе было 100 родов, а население всей общины состояло из 300 родов. Все, входившие в родовые объединения, считались членами общины. Это были патриции (потомки отцов), и первоначально только они рассматривались как полноправные граждане. Каждый род имел свое имя, которое носил всякий, входящий в родовое объединение.

Социальная организация архаического Рима еще сохраняла черты родоплеменных отношений. Во главе государства стоял пожизненно избиравшийся царь. Он председательствовал в сенате, выполнял функции жреца, военачальника (возглавлял ополчение граждан легион), законодателя, судьи. Высшим органом был сенат совет старейшин, где было 300 сенаторов, по одному от каждого рода. Народные собрания (куриатные комиции), в которых участвовали представители курий, утверждали решения сената, решали вопросы войны и мира с соседними народами. Основной социально-экономической ячейкой общины была семья (фамилия). Она являла собой как бы общину в миниатюре: глава семьи, дети, внуки, рабы. Семья имела приусадебный участок и могла получить свой участок на общественном поле запасных пахотных общинных землях. Земледелие было тогда основным занятием римлян, хотя огромное значение в их жизни играли военные походы против соседей в борьбе за землю и добычу. Походы обычно начинались в марте и заканчивались в сентябре.

Полноправными членами римской общины считались, как было сказано, лишь патриции, т.е. те, кто принадлежал к знатному роду. Но была и другая социальная прослойка плебеи. Вероятнее всего, это были переселенцы и жители покоренных областей. Они были лично свободны, но не имели никаких прав, не могли владеть городской землей, не получали участка из общественного поля. Плебеи занимались ремеслом, торговлей, поступали под покровительство патрициев, от которых могли получить землю. Эти зависимые люди (клиенты) повиновались патрицию, сопровождали его в военное и мирное время, публично выказывали ему знаки почтения. Низшим слоем населения Рима были рабы. Они пополнялись из числа военнопленных, покупались у соседних племен или проезжих работорговцев. Важным источником пополнения числа рабов было кабальное рабство. По древним судебным обычаям человек, бравший в долг, обязан был вернуть его с процентами. В противном случае его приводили в суд, и он должен был либо вернуть долг, либо компенсировать его, продав в рабство детей, жену или самого себя. Долговое право особенно усилилось, когда Рим попал под власть этрусских завоевателей. В VII в. правители этрусского города Тарквиния подчинили Рим.

Этрусские цари правили до 510 г. до н.э. Наиболее яркая фигура среди них Сервий Туллий (правил в 578-534 гг. до н.э.), предпоследний римский царь. Он считается великим реформатором древнейшего периода Римской цивилизации, во многом определившим ее дальнейшую республиканскую историю. Он разделил Рим на территориальные округа, которые также получили название трибы, но были уже административными единицами взамен трех старых родовых триб. Было создано 4 городских и 17 сельских триб по территориальному, а не кровнородственному признаку. Все население было переписано и разделено на две части: военнообязанных и освобожденных от воинских обязанностей. В основу деления были положены физическая пригодность к воинской службе и имущественное положение. Все мужское население делилось на 5 имущественных разрядов. Каждый разряд выставлял определенное количество войсковых единиц сотен (центурий) Каждая центурия являлась не только военной, но и голосующей единицей при выборах в органы власти. Всего было создано 193 центурии, из них 98 первого разряда (18 сотен конных воинов и 80 пеших), т.е. состоящих из самых состоятельных членов общины. Таким образом, большинство на народных собраниях получали самые богатые. Фактически это была диктатура патрициев, но, в то же время, реформы Сервия Туллия нанесли серьезный удар по родовой знати, укрепили территориальную общину, давали возможность выдвинуться человеку неродовитому, но нажившему богатство собственными силами. В результате заговора сенаторов Сервий Туллий был убит. Его политику продолжил его зять Тарквиний Гордый. Однако и он вскоре был изгнан. Сенат упразднил царскую власть. Началось время Римской республики.

Древнеримская цивилизация эпохи Республики

В 510 г. до н.э. в Риме было установлено республиканское правление. Патриции взяли власть в свои руки. Это правление было объявлено общим делом (Res publica). В течение двух с половиной последующих веков развитие Древнеримской цивилизации определялось двумя основными факторами: противостоянием патрициев и плебеев и борьбой Рима за подчинение всей Италии. Патриции держали в руках все основные механизмы власти. Они заседали в сенате высшем органе республики. Консулы, стоявшие во главе исполнительной власти (военной и гражданской) также избирались из их среды. Только патриций мог стать жрецом. В их руках было судопроизводство. И, наконец, в руках патрициев скапливались земли. По сути, борьба плебеев с патрициями была борьбой за землю и политические равноправие. Она принимала различные формы. В 494 г. до н.э. плебеи, составлявшие значительную часть римского войска, отказались выступить в поход против эквов и собрались на Священной горе близ Рима. Патрициям пришлось пойти на серьезную уступку ввести должность, представляющую интересы плебеев. Ими стали народные трибуны, избиравшиеся из плебеев, обладавшие личной неприкосновенностью, правом вето, т.е. запрета на решение сената или отдельных представителей власти, правом созывать плебеев на сходки, защищать от несправедливости любого плебея. Серьезной победой плебеев было принятие в 450 г. до н.э. писаных законов (так называемые Законы XII таблиц), что весьма ограничивало произвол патрициев в судебной сфере. На следующий год плебеи добились того, что постановление плебейских собраний по территориальным трибам обретали силу закона без утверждения сената. В 367 г. до н.э. был принят закон, устанавливающий максимум земельного владения из фонда общественной земли в 500 югеров (125 га), что ограничивало возможности патрициев прибирать к рукам общинные земли. Этим же законом один консул должен был выбираться из плебеев. В 326 г. было запрещено долговое рабство. В 300 г. плебеям было разрешено входить в состав жреческих коллегий.

Возможно, борьба плебеев за свои права не дала бы таких результатов, если бы Рим в это время не вел наступательных войн за овладение Апеннинским полуостровом. Плебеи составляли значительную часть войска и могли выступить в качестве серьезной военной и политической силы. В результате к III в. до н.э. римская гражданская община окончательно оформилась как патрицианско-плебейская. При наличии верховной собственности общины на землю там сочеталось коллективное и частное землевладение. Хороший земледелец, хороший воин и хороший гражданин соединялись в сознании римлян в единое целое. В идею римской общины было заложено равновесие между личной и общественной пользой. Органами власти являлись народное собрание, сенат и магистраты должностные лица, избираемые народным собранием на год, в чьих руках была исполнительная власть. Высшими должностными лицами были два консула, ежегодно избираемые на народных собраниях. Они обладали высшей военной (набирали войска, командовали ими) и гражданской властью (созывали сенат, народное собрание, руководили выборами). В руках преторов было судопроизводство и управление провинциями. 2 цензора, избираемые народным собранием один раз в 5 лет, проводили переписи граждан, определяли их имущественное положение, следили за чистотой нравов. В Риме не было налогов. Магистраты, занимавшие выборные должности, не получали за это жалование, нередко сами вкладывали средства. Таким образом, путь наверх был открыт не только для патрициев, но и для плебейской верхушки. В результате их слияния образовалось новое привилегированное сословие - нобилитет.

Служба в армии была почетной обязанностью. Каждый гражданин должен был участвовать в 20 военных походах в составе пехоты или 10-ти в кавалерии. Никто не мог занять государственную должность, не пройдя военной службы. Римская армия состояла из ополчения легионов. Каждый из двух консулов командовал двумя легионами. Сначала легионом называли все римское войско, но в период республики это была уже организационная единица римской армии, состоящая из 3000 тяжеловооруженных и 1200 легковооруженных пехотинцев и 300 всадников. Вместе с легионами воевали отряды союзников, насчитывающие до 5000 пехоты и 900 всадников. Римская армия была хорошо дисциплинирована, что достигалось тщательно разработанной системой поощрений и наказаний. Так, за потерю оружия приговаривали к смертной казни.

Большое значение в жизни римской гражданской общины имела религия, однако, римлян отличало достаточно рациональное и практичное отношение к богам. Все дела начинались с выявления воли богов. Все обязаны были участвовать в религиозных обрядах. Но высшим судом над человеком в Риме был не Бог, а общество. В иерархии обязательств римлянина именно общество стояло на первом месте, далее шла семья (включая почитание предков как образцов для подражания), на третьем месте была забота о своем личном благе.

Таким образом, Рим представлял собой яркий пример аристократической республики, где демократический принцип жизни общества олицетворяли народное собрание и трибуны. Именно это установление демократической формы правления в результате борьбы патрициев и плебеев наряду с непрерывными войнами, в результате которых образовалась огромная держава, - в конечном счете определило систему ценностей Древнеримской цивилизации. В первую очередь в нее входил патриотизм как представление о богоизбранности римского народа. Долг гражданина служить Риму, не щадя сил и жизни. Для этого гражданин должен обладать мужеством, стойкостью, верностью, честностью, умеренностью в образе жизни, дисциплинированностью, почитать богов. Важным моментом римского менталитета было осознание пропасти между рабом и свободным. Считалось позорным быть заподозренным в рабских пороках (ложь, лесть, угодничество) и рабских занятиях (ремесло, торговля, театр, сочинение пьес, работа скульптора и живописца). Делами, достойными римлянина, считались политика, война, земледелие, законодательство, историография. Особым было отношение к иностранцам и иностранному влиянию. Все иностранное воспринималось лишь постольку, поскольку оно не противоречило римской системе ценностей или могло быть переработано в соответствии с нею.

Военная экспансия и ее результаты

Более 200 лет (V-III в. до н.э.) потребовалось Риму, чтобы добиться господства над большей частью Италии. Параллельно с этим на весь полуостров распространялись римские нравы, язык и италийские племена постепенно романизировались. К концу III в. обострилось противостояние Рима с Карфагеном сильной морской державой, основанной еще финикийцами на северном берегу Африки и ведущей обширную торговлю. Вначале интересы Рима и Карфагена столкнулись из-за владения островом Сицилия, где издавна обосновались карфагеняне. В итоге 1-й Пунической войны 264-241 гг. до н.э. (пунами римляне называли карфагенян) Рим захватил острова Сицилию и Сардинию и вынудил Карфаген заплатить значительную контрибуцию. 2-я Пуническая война (218-201 гг. до н.э.) лишила Карфаген его внеафриканских владений, уничтожался карфагенский флот, карфагеняне не могли больше вести войны без разрешения Рима. В итоге 3-й Пунической войны (148-146 гг. до н.э.) Карфаген был взят, разграблен и по решению римского сената стерт с лица земли. Оставшееся в живых население было продано в рабство. В этот же период римляне разгромили Македонию, нанесли поражение сирийскому царю, а позже подчинили себе Грецию и западную часть Малой Азии. Рим, таким образом, из города-государства превратился в крупнейшую средиземноморскую державу.

Значительные богатства, полученные Римом в ходе войн, новые земли, мощный приток рабов внесли серьезные изменения в экономическую и социальную жизнь республики. Расширяется торговля, развивается денежное обращение, растет количество людей, занимающихся посредническими функциями при торговых и денежных расчетах, в сельском хозяйстве растет количество крупных землевладений, основанных на рабском труде, и в то же время увеличивается число разорившихся мелких крестьянских хозяйств. Ведущим типом рабовладельческого хозяйства становятся виллы, занимающие площадь до 100 га, где работало несколько десятков рабов. Во II в. до н.э. возникают крупные, чаще всего скотоводческие хозяйства, латифундии. Они также были основаны на рабском труде. Однако, этот расцвет Рима, его победоносные войны, изменения в экономической жизни, уже несли в себе начала кризиса и упадка.

Огромные массы рабов и их тяжелое положение порождали угрозу восстаний. В 134-132 гг. до н.э. Рим потрясает восстание рабов в Сицилии. В 73-71 гг. до н.э. восстание под руководством Спартака. И хотя эти восстания были жестоко подавлены (так, на Сицилии было казнено 20000 участников восстания), Рим, уже не способный жить без рабов, постоянно ощущал здесь источник внутренней напряженности. Другим источником напряженности была борьба италийского населения за свои права. В 91 г. до н.э. она закончилась грандиозным восстанием италийского населения, которое переросло в Союзническую войну 91-88 гг. до н.э. (Италийское население считалось лишь союзниками Рима). В результате ее все свободное италийское население получило права римского гражданства. Но куда более серьезной предпосылкой для будущих кризисов и потрясений стало разорение мелких свободных землевладельцев по мере расширения сферы рабского труда. Мелкие свободные землевладельцы были опорой римского государства. Они составляли основу римского войска и наиболее стабильную и надежную часть граждан Рима носителей демократических республиканских начал. Лучшие из римлян понимали это. Реформы братьев Тиберия и Гая Гракхов в 133-122 гг. до н.э. были направлены на укрепление мелкого земельного собственника (около 80 тыс. граждан получили земельные участки, было основано несколько новых колоний), помощь городским низам (дешевая продажа хлеба в Риме) и усиление правовой защиты всадников (второй после земельной аристократии социальной группы в Риме) от своеволия аристократии. Однако эти меры привели лишь к временному успеху, тем более, что уже Гаю Гракху, продолжившему дело своего брата Тиберия после его убийства, пришлось для проведения реформ демократических по своей сути, прибегнуть к антидемократическим методам и для подавления сопротивления знати ограничить власть сената, сосредоточив многие властные полномочия в своих руках. К середине I в. до н.э. Рим оказывается в ситуации глубокого кризиса. Восстания на покоренных землях, изнурительные войны на Востоке, гражданские войны в самом Риме демонстрируют крах республиканского правления. Военачальник Луций Корнелий Сулла, прославившийся не только своими победами над нумидийцами, тевтонами, кимврами и царем Митридатом, но и тем, что впервые в истории Рима взял этот город штурмом в ходе гражданской войны, объявил себя в 82 г. до н.э. пожизненным диктатором. Однако, несмотря на то, что он действовал в интересах нобилитета и опирался на армию и ветеранов, через три года ему пришлось сложить диктаторские полномочия.

Древнеримская цивилизация эпохи Империи

Первые успешные шаги по преодолению кризиса государственности в Риме и основанию Римской империи были сделаны Гаем Юлием Цезарем (100-44 гг. до н.э.). Цезарь, по сути, установил в стране военную диктатуру. Опираясь на армию, он свел на нет власть народного собрания, сделал послушным сенат, введя в него своих сторонников, провел ряд законов, направленных на укрепление государства, судебную, денежную и календарную реформы, перепись населения по всей Италии. Победив в ходе гражданской войны 49-45 гг. до н.э. сторонников сенаторской республики во главе с Гнеем Помпеем, он сосредоточил в своих руках практически всю власть. В 44 г. он получил пожизненные полномочия диктатора, с 47 г. дважды (на 5 и на 10 лет) получает звание консула, в 48 г. постоянное звание трибуна. Сенат дарует Цезарю титул императора, который ранее был почетным воинским титулом, присуждаемым консулу, диктатору, претору за крупную победу. Титул давал право на триумф, после чего полководец слагал его с себя. Цезарь получил титул императора с правом передачи его потомкам. Таким образом, по своему содержанию это высшее военное отличие превратилось в один из титулов главы государства. В результате заговора римской аристократии Цезарь был убит в сенате, однако, реставрации аристократической республики не произошло.

Становление империи завершилось при Октавиане (63-14 гг. до н.э.). Он был внучатым племянником Цезаря, которого тот усыновил и объявил своим наследником. Победив соперников в гражданской войне, Октавиан за время своего правления (27-14 гг. до н.э.) завершил реформы, начатые Юлием Цезарем, и значительно расширил пределы Римской империи. По сути Октавиан правил единолично, учитывая интересы сенаторского и всаднического сословий, опираясь на армию и ветеранов, проводя по отношению к плебсу политику хлеба и зрелищ. Он получил от послушного ему сената титул Август (Божественный) и императорский титул, был наделен пожизненно правами народного трибуна, консула, командующего всеми войсками, проконсула (т.е. лица, контролирующего провинции) и даже великого понтифика - верховного жреца. Но, помня о судьбе Цезаря и учитывая глубокие республиканские традиции Рима, Октавиан предпочел формально сохранить республиканские порядки (сенат, народное собрание, магистратуры). Он принял старый республиканский титул принцепса сената, т.е первый сенатор, открывающий сенаторский список, которому представляется право выступать первым в сенате. (В связи с этим историки назвали первый период имперской истории Рима эпохой принципата). Октавиану удалось стабилизировать положение в империи, прекратить хищничество наместников в провинциях, упорядочить сбор налогов с населения провинций. Он же начинает формировать ( в отличие от сохранившейся со времен республики сенатской казны) особую императорскую казну фиск.

При преемниках Октавиана войны за овладение новыми землями были продолжены. При императоре Траяне (98 - 117 гг.) Империя достигла своих максимальных границ. Однако, это был предел развития римской экспансии. Уже преемник Траяна император Адриан (117 - 138 гг.) вынужден был отказаться от политики военных захватов новых земель и все внимание уделить укреплению границ и усилению централизованной власти с опорой на разветвленный бюрократический аппарат. Именно при нем строится Адрианов вал, система пограничных оборонительных валов и сооружений. Отказ от военной экспансии имел и другую причину. На границах империи появляется новый противник варвары. Борьба с варварскими вторжениями, которая принимает порой характер затяжных войн (Маркоманнские войны 166-180 гг.), требует все больших сил и жертв. В борьбе с варварами Империя теряет Дакию и двух императоров Деция и Валента. В IV в. над Европой нависла новая опасность вторжение гуннских племен. Все это не могло не истощать силы Империи, погружающейся в состояние неизлечимого кризиса.

В III в. Римская цивилизация проходит через полосу кризисных явлений в экономике, ремесле, торговле. В связи с прекращением войн резко уменьшился приток новых рабов. Рабский труд становится все менее выгоден. Появляется новая форма земельных отношений колонат. Разоряющиеся мелкие земельные собственники были вынуждены брать в аренду у крупных землевладельцев землю, скот, орудия труда, выплачивая продуктами арендную плату хозяевам земли и налог государству. Во II-III в. колонат становится наиболее распространенной формой ведения хозяйства в Италии и провинциях, в IV в. колоны прикрепляются к земле и их положение все более приближается к рабскому. В колонов, а не в рабов стали превращать и пленных. Невозможность повысить производительность рабского труда и возрастающая потребность в деньгах (цены во II в. по сравнению с III-м выросли в 8 раз) привели к кризису экономики античного города важнейшей социальной основы Римской цивилизации. Городские собственники разорялись. Власть все более стала сосредоточиваться в руках тех, кто владел богатством, и сумел его сохранить и приумножить.

Эпоха принципата поражает своей двойственностью. С одной стороны, заметны яркие признаки кризиса цивилизационного развития: проявляется несостоятельность рабства и рабского труда, Рим утрачивает черты гражданского общества, единоличная власть открывает возможности как мудрого (Марк Аврелий), так и деспотического ее использования (Нерон), Италия теряет роль центра цивилизации, усиливаются центробежные тенденции в провинциях, многие из которых обгоняют ее в экономическом развитии. И в то же время расцветают науки и искусства, растет количество грамотных людей, совершенствуется законодательство, основы которого сохранились и во многих современных правовых системах. Построен Колизей, Пантеон, строятся дороги, водоводы (акведуки), некоторые из них сохранились и до наших дней. Все большую роль в жизни граждан играют празднества (180 в год) и в то же время появляется новая религия спасения христианство.

С конца II в. резко обостряется кризис цивилизации. Центробежные устремления провинциальной знати, непрекращающиеся гражданские войны и смена императоров (с конца II в. за сто лет в Риме сменилось 33 императора), политизация войска, которое становится силой, возводящей императора на трон и лишающей его трона (нередко вместе с жизнью) все это в конечном итоге вело к установлению деспотических режимов, как последнего средства сохранения Империи. Такой режим под названием доминат (от латинского dominus - господин, властитель) и был установлен при императоре Домициане (284-305 гг.) и его соправителе Максимине. Реформы Домициана в финансовой, военной, гражданской, налоговой сферах несколько стабилизировали обстановку с стране. Знать, напуганная как внешней опасностью, так и внутренними конфликтами, согласилась ради стабильности отказаться от части своих притязаний. В 305 г. Домициан и Максимин добровольно отреклись от престола. После нескольких императоров, сменявших друг друга, к власти приходит Константин (306-337 гг.), который с 324 г. правил единолично.

Этому императору принадлежит особая роль не только в истории Римской цивилизации, но и в дальнейшем цивилизационном развитии огромного евразийского пространства. Да, ему удалось, может быть, в последний раз, вновь объединить и укрепить Империю и править ею достаточно долгий срок, избежав участи многих солдатских императоров. Но, наверное, не этим определяется его главная историческая заслуга. Сульбе было угодно, чтобы именно Константин на месте старинной торговой колонии Византий основал новый город, который в 324 г. стал столицей Империи, в 330 г. в честь его был назван Константинополем, а позже выступил эпицентром развития Византийской цивилизации. И именно Константин был первым христианином в императорской тоге. Он первым осознал огромное влияние этой религии, зародившейся в Иудее в I в. н.э., среди приверженцев которой ко временам его правления оказались практически все слои римского общества. В отличие от своего предшественника Диоклетиана, последовательно проводившего политику гонений на христиан, Константин в 313 г. Миланским эдиктом признает христианство равноправным наряду с другими вероучениями. В 315 г. христианская церковь получает право юридического лица, т.е. право свободно иметь и распоряжаться своим имуществом. Более того, оставаясь формально язычником (принял крещение незадолго до смерти), Константин стремится превратить церковь в дополнительный инструмент своей власти. Он созывает в 325 г. в Никее 1-й Вселенский собор, где, как известно, был принят христианский Символ веры и решено ряд других важнейших для становления христианской церкви вопросов. Константин сам принимает активное участие в его деятельности, в частности, пытаясь примирить епископов западных и восточных областей Империи.

После смерти Константина Римская цивилизация продержалась еще полтора века, сотрясаемая ударами варваров и внутренними конфликтами. Приходят в окончательное запустение многие города. Нарушаются связи между провинциями. Сокращается торговля. Разрушается налоговая система. Все чаще и налоги, и жалование выплачиваются в натуральной форме. Можно лишь отметить основные вехи падения Рима. Уходит в прошлое мир языческих богов. С 381 г. христианство объявляется единственной государственной религией. В 393 г. были проведены последние Олимпийские игры символ язычества, олимпийские храмы были закрыты и разрушены. В 395 г. император Феодосий делит Империю на две части Восточную и Западную, передавая правление в них своим сыновьям Аркадию и Гонорию. В 410 г. весь античный мир потрясает весть о том, что пал Вечный город. Вождь вестготов Аларих ворвался в Рим и разграбил его. В 418 г. образовывается первое варварское королевство на территории Западной Римской империи Королевство вестготов, за ним еще несколько варварских королевств. И, наконец, в 476 г. Одоакр, варвар на римской воинской службе, свергает с престола последнего императора Рима, пятнадцатилетнего Ромула Августула и отправляет его императорские регалии в Константинополь. Это событие принято считать датой падения Западной Римской империи. Итак, еще раз следует подчеркнуть, что Римскую цивилизацию сокрушили три удара: социально-экономический кризис, духовный кризис и Великое переселение народов (нашествие варваров).

Основные достижения Древнеримской цивилизации

Встреча цивилизаций, различных по уровню своего развития, для одной из них нередко кончается печально. Результатом Великих географических открытий стало уничтожение цивилизаций доколумбовой Америки. Цивилизация Месопотамии тихо ушла в прошлое, встретившись с более высокоразвитой Древнегреческой цивилизацией. Еще более трагична коллизия встречи варварства и цивилизации, где хрестоматийным примером выступает роль варваров в падении Западной Римской империи. Для грека-афинянина V в. до н.э., времени Эсхила, Софокла и Эврипида, римляне, лишь недавно (в 510 г. до н.э.) изгнавшие последнего царя, не обладавшие пайдейей (греческим воспитанием и образованностью) и говорящие на странном языке (потом он станет латынью), явно выглядели варварами. А еще три века спустя (в 176 г. до н.э.) эти варвары завоевали Грецию и включили ее в свое государство. Казалось бы, Древнегреческая цивилизация обречена уйти в небытие, но ее не постигла грядущая судьба Рима. Римляне словно решили опровергнуть печальную закономерность. Оставаясь римлянами, гордясь своими предками и утверждая свои римские ценности, они взяли у греков почти все лучшее, и пошли дальше.

Греки дали миру новый тип государственного устройства полис, римляне создали государство, принципы устройства которого сохранились во многих странах и по сей день. Александр Македонский доказал возможность существования мировой империи. Римляне создали мировую империю, которая просуществовала несколько веков и оставила потомкам имперскую идею, идею особой миссии Рима, которая прошла через многие последующие цивилизации. Греки заложили основы права римляне создали систему права, которая до сих пор является стержнем правовых систем многих стран. Греки дали миру идеал гармонически развитой личности, римляне идеал гражданина и систему гражданских ценностей: virtus, ius, libertas (мужество, справедливость, свобода). Греки создали величественный мир богов. Римляне, не отказываясь от своих богов (Веста, Янус), терпимо относясь к богам Египта и других стран, приняли греческих богов без поклонения, но с почтением к ним, как к силе, способной действовать на благо Рима и римлянина. Но и здесь они пошли дальше греков, ибо одним из итогов развития Древнеримской цивилизации стало принятие и распространение христианства, новой монотеистической религии спасения, оказавшей в последующие тысячелетия столь мощное влияние на весь ход цивилизационного развития. Греки создали язык, оказавший значительное влияние на развитие национальных языков и культур многих народов. Римляне создали язык, на котором в Средние века говорила вся образованная Европа, и который лег в основу целой группы европейских языков.

Римляне, в отличие от греков, не создали новых философских школ или космогонических теорий. Они были рациональными и практичными людьми. Но именно в древнем Риме получили свое развитие те науки (астрономия, математика, агрономия и др.), которые были обращены к решению земных практических проблем будь то война, постройка храмов и дорог, возделывание полей или лечение ран и болезней. И римский Колизей поражает нас не менее, чем греческий Пантеон, а римская базилика стала архитектурной основой многих храмов последующих веков.

У римлян не было своего Фидия и Поликлета. Их более интересовал не образ бога или мифического героя (хотя они с удовольствием копировали греческие статуи), а конкретный человек. Не потому ли римляне оставили нам столько великолепных скульптурных портретов, удивляющих своей психологической глубиной и реальностью. А настенная живопись римлян и их мозаики не уступали греческим. Обращение к земному человеку, его мыслям, чувствам и поступкам было характерно и для римской литературы. Вергилий пишет Энеиду в подражание Илиаде Гомера, но она посвящена, по сути, не богам и героям древности, но дает мифическую историю Рима, возводя род вполне земного императора Августа к Энею сыну Афродиты, т.е. к олимпийским богам. И он же пишет Георгики поэму о земледелии. Гораций и Овидий создают прекрасные стихи, далекие от возвышенных страстей и деяний богов, но исполненные тонким лиризмом. И, наверное, только римлянин мог, подобно Овидию, написать изящные и насмешливые Науку любви и Лекарство от любви. А его Метаморфозы, вместе с Золотым ослом Апулея, Дафнисом и Хлоей и рядом других прозаических произведений, стали прообразом нового литературного жанра романа, который получил свое блестящее развитие века спустя.

Древнеримский цивилизации был отмерян ее исторический срок. Но, подобно грекам, римляне доказали возможность исторического бессмертия своей цивилизации. Древнеримская цивилизация жива и сегодня в конституциях и законах государств, в менталитете многих народов, в мировой культуре, и даже образы древнеримских воинов на экране телевизора для нас нередко более привлекательны, чем современные супермены. И, наверное, стоит поучиться у прагматичных римлян, для которых историческая наука была достойным занятием, а исторические труды привлекали не меньшее внимание, чем речи Цицерона. Они понимали: нет человека без его предков, как нет державы без ее истории. Мы можем добавить нет современной цивилизации вне истории всего человечества, и в этой истории Древнеримская цивилизация занимает великое место.

 
Этот день в истории
17 ноября
1855Английский путешественник Д. Ливингстон открыл водопад Виктория
1970На Луну доставлен первый советский луноход
1988Появляется первая в СССР программа-антивирус, Aidstest Дмитрия Лозинского.
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи