Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История вещей arrow Дом и аксессуары arrow История керамической плитки
2010-12-17 14:00:29
История керамической плитки
Печать E-mail
(7 голосов)

2Несколько десятков лет тому назад керамическую плитку в нашей стране считали всего лишь отделочным материалом, не более того. В основном керамическая плитка в те времена служила лишь для облицовки ванной комнаты, санузлов и кухни. Керамическая плитка выпускалась лишь в бежевом и светло-голубом цвете. Её производили в больших количествах и экспортировали часть в другие страны.

 

Зарождение производства керамической плитки. Период неолита.

Конечно, те времена давно канули в небытие, и на сегодняшний день, широчайшему кругу потребителей оказалась доступной итальянская плитка, которая, по сути, является прямой наследницей уникальнейших технологий в процессе изготовления керамической плитки греческих и этрусских гончарных мастеров.

Керамическая плитка, наряду с другими изделиями из керамики, имеет огромнейшую историю, которая насчитывает уже несколько тысячелетий. Когда именно возник этот вид облицовочного покрытия, и кому принадлежит авторство его изобретения доподлинно неизвестно. С годами археологических раскопок проясняются новые детали, обнаруживаются новые факты существования керамической плитки или её более ранних аналогов на территории той или иной исторической местности.

Глина наряду с древесиной является древнейшим материалом, который человек научился обрабатывать. Благодаря своей пластичности и податливости она пользовалась успехом ещё на самой заре человечества. По сведениям учёных широкое распространение обожжённые на костре глиняные фрагменты приобрели лишь к V тысячелетию до н.э.

Керамическая плитка

Как считают учёные, первый в истории человечества опыт использования керамики в качестве облицовки для жилищ был получен представителями трипольской культуры. В IV-III тысячелетиях до н.э. эти племена жили в глинобитных жилищах. Состояли они из деревянного каркаса, на который наносилась слоями глина, которая впоследствии расписывалась национальными узорами.

Для придания прочности этому покрытию вокруг дома разжигались костры, которые обжигали глину, доводя до необходимого состояния. Таким способом древним удавалось получать очень надёжный слой декоративного покрытия, который спасал жилища от гниения и разрушения под воздействием влаги и ветра.

Самые первые фрагменты образцов керамической плитки были обнаружены в Междуречьях рек Евфрата и Тигра. Исследователи отметили тот факт, что первая керамическая плитка больше напоминала мозаику, она применялась для отделочных работ во дворцах знатных особ и в священных храмах во времена третьего и второго тысячелетия до нашей эры.

Не смотря на ее схожесть древних элементов керамической плитки с мозаикой, она отличалась целостным рисунком, который был полностью помещен в пределы одной плиточки. Толщина древних фрагментов керамической плитки практически сравнима с толщиной небольшого кирпича. На лицевой стороне древней плитки располагался своеобразный орнамент, имевший вид узоров круглой, полукруглой и треугольной формы. Все мастера месопотамские обозначили этим рисунком священною гармонию и мир с окружающим их миром – треугольник являлся символом созвездия, в роли солнца, моря и горизонта выступали круги и полукруги.

Керамическая плитка

У современной плитки в восточном стиле сохранилось некоторое сходство с иранской плиткой в тенденциях по изготовлению орнамента, но символика обозначений большого количества символов безвозвратно потеряна.

Керамика также играла большую роль и в развитии письменности. Первые образцы клинописи, нанесённой на поверхность керамических плиток, были обнаружены на территории Междуречья. Не удивительно, что люди той поры доверяли самые сокровенные слова на хранение керамической плитке. Раньше для этих целей служили камни, так как они были очень прочны, и могли сохранить послание, на них написанное, многочисленным потомкам.

Позже стало понятно, что керамика и плитка, из неё изготовленная, намного удобней в обработке. Поэтому наскальная живопись и прочая письменность стала постепенно вытесняться более мобильной клинописью на поверхности керамических плит.

Керамическая плитка в разрезе истории древнейших государств

Керамическая плитка широко использовалась в таких древнейших государствах, как Древняя Греция, Вавилония, Древний Египет, Древний Рим и другие. Здесь её производство зародилось ещё в период II-I тысячелетий до н.э.. Эти страны стали первопроходцами в части освоения технологий изготовления керамической плитки и её аналогов. Их опыт во многом даже до сих пор очень ценен и практически применим.

Керамическая плитка

Первые образцы керамической плитки для большинства населения древнейших стран были недоступны из-за своей дороговизны. Поэтому они использовались преимущественно для декорирования центральных городских построек: храмов, дворцов и домов знати.

В Вавилонском царстве во времена царя Новуходоносора (605–562 гг. до н.э.) были построены ворота, покрытые полностью прототипом современной керамической плитки – глазурованным кирпичом синего цвета. Посвящалась эта композиция богине Иштар. На поверхности плитки изображались львы и мифические драконы.

Керамическая плитка

Этот пример отделки вовсе не является исключительным. Во многих вавилонских храмах при раскопках обнаруживаются фрагменты кладки из глазурованного кирпича. В виду ритуальности места, существовала необходимость подобрать материал, который смог бы превратить храм в нечто необыкновенно красивое, запоминающееся. Первые прототипы керамической плитки служили для этой цели как нельзя лучше. Они были необыкновенно красивы.

Это был первый строительный материал, который смог внести в отделку древних зданий такую широкую палитру цветов наряду с высокой прочностью и долговечностью. Глазурь, наносимая на кирпичи, имела толщину несколько больше 1 см. Такой прочный защитный слой и сумел донести эти образцы древнейшего творчества до наших дней. Ныне реконструкции сохранившихся фрагментов храмов и стен городов представлены вниманию всех желающих в различных музеях мира.

Основными мотивами рисунка на вавилонской плитке являлись изображения животных, растений, письменных символов и человека. Практика нанесения иконных изображений человека на поверхности керамической плитки впервые широко была опробована мастерами именно этого древнего государства.

Керамическая плитка

Глазурованный кирпич также широко использовался и при украшении древнеегипетских сооружений. В эпоху Нового Царства была построена гробница царицы Хатшепсут (II тыс. до н.э.). Помимо прочих элементов для её украшения использовался глазурованный кирпич, на котором были изображены элементы природы, порхающие птицы.

Другой найденный при раскопках древнеегипетских гробниц фрагмент плиточной кладки был изготовлен из фаянса. Такая разновидность керамической плитки уже более близка к современной по форме. Она значительно тоньше кирпича, но довольно проста в художественном исполнении, так как не несёт на своей поверхности целостного изображения, а являлась лишь цветовым элементов в общей кладке.

При раскопках древнеперсидского города Сузы, было найдено изображение крылатого сфинкса, выложенного из глазурованного кирпича. Этот рисунок украшал дворец царя Дария, построенный в V веке до н.э.

Однако в этих же Сузах и другом древнеперсидском городе Персеполе была найдена плитка толщиной в 1 см формата 15 × 15 см, очень похожая на образцы современной керамической плитки. Считается, что там и зародилась керамическая плитка в современном её понимании.

Керамическая плитка

В то время технологии были ещё не столь совершенны, знания о производстве материалов имелись разрознённые, которые, к тому же, часто держались в секрете. Поэтому повсеместно на территории древних государств возникают достаточно разные по технологии производства кладки из керамической плитки. Безусловно, древнейшим аналогом керамической плитки по праву считается глазурованный кирпич. Но практически одновременно с ним развивались и такие виды облицовочных покрытий, как мозаика и терракотовая плитка.

Считается, что керамическая мозаика берёт своё начало ещё от времён появления посуды из керамики. В Древнем Китае даже существовала легенда о появлении мозаики. Она гласит о том, что когда-то в одной из мастерских страны творил начинающий гончар. Доставая из печи глазурованную чашу неимоверной красоты, ремесленник поразился её небывалой привлекательностью, загляделся на неё, и выпустил из рук. Чаша разбилась, и тысячи осколков разлетелись вокруг. По законам Древнего Китая ученику полагалось строгое наказание за уничтоженную работу.

Поэтому он решил собрать все осколки и уйти в лес. При этом захватил с собой немного глазури. В лесу на ученика снизошло озарение. Он придумал, как можно избежать наказания. Выпилил из дерева основание для мозаичного полотна и выложил вскоре на нём свой шедевр из битой посуды. Вернувшись в мастерскую, он встретил разозлённого пропажей чаши мастера. Однако тот и думать не посмел о наказании ученика, когда увидел прекрасное мозаичное полотно, выполненное им. Легенда гласит, что именно так и была создана первая керамическая мозаика, которая позже нашла распространение в Древнем Китае и во всём мире.

Мозаичными полотнами выстилались полы в древнеримских термах (общественных банях). Полы домов зажиточных горожан Древнего Рима и Греции были покрыты мозаикой. Керамическая мозаика находит также массу применений и в античную эпоху. Развитие мозаичной художественной школы шло на протяжении многих веков вплотную с производством традиционной керамической плитки. В некоторых моментах эти направления пересекались. Они и сейчас в дизайне современных помещений воспринимаются, как единое целое. Как два лика одной единой сущности.

Куда ближе по исполнению к современной плитке являются древние терракотовые плиты. «Терракота» в переводе – «обожжённая земля». Такая плитка не отличалась большим разнообразием цвета. На неё не наносилась глазурь. В основном она служила для облицовки зданий, придания фасадам более интересной формы.

Керамическая плитка

Например, при раскопках в городе Сарды, столице некогда могущественного Лидийского царства, были обнаружены фрагменты терракотовой плитки датируемой VI веком до н.э., которая использовалась для отделки стен жилых домов и гражданских зданий. Использование терракотовой плитки было обусловлено тем, что качественно обработанного камня в те времена не было, поэтому наружная отделка зданий завершалась с её помощью.

Древнеримские храмы отделывались разноцветными терракотовыми плитками, мозаикой, резными украшениями и скульптурами. В Древнем Китае тоже производили терракотовую керамическую плитку. Свидетельством тому является найденный фрагмент терракотовой плитки с изображением стражников Дня и Ночи. Датируется эта плитка I–II в. до н. э.

Древние греки при строительстве своих храмов также использовали терракотовую плитку. Метопы в храме Аполлона в Ферме представляли собой терракотовые плиты с художественной росписью. Построенный в VII веке до н.э., этот храм подвергался реконструкции в более поздние периоды. Однако не остаётся сомнений в том, что отделка терракотовыми плитками осуществлялась непосредственно при его строительстве.

Керамическая плитка

Как раз в этот период технология отделки недостаточно обтёсанных каменных плит терракотовой плиткой достигла своего совершенства. В конце VII – начале VI вв. до н.э. этот приём широко использовался на территории многих древнейших государств. Наиболее часто такая технология применяется на территории Южной Италии и Сицилии. Производились терракотовые архитектурные украшения в основном в городе Коринф. Примеры исполнения облицовки по этим технологиям применяются в архитектуре Афин. Крепостные стены этого города снабжались вдоль защитной крыши декоративным бордюром из терракотовой плитки.

Дальше постепенно находит распространение плитка, близкая по исполнению к современной. Она не такая толстая, как кирпич, и намного красивее терракотовой плитки. Расцвет её производства датируется концом I тысячелетия до н.э.– началом I тысячелетия н.э.. Технологии того времени позволяли создавать плитку с разноцветной глазурью, на которой изображались сложные рисунки различной тематики. Каждая страна вносила в узоры плитки свой местный национальный колорит.

Керамическая плитка

До наших дней дожила, например, окрашенная и глазурованная плитка, найденная в месопотамском городе Нимруд, датируемая приблизительно 880 годом до н.э. Ещё один образец плитки, имеющий синий цвет с замысловатым фигурным узором, как считается, тоже принадлежит Месопотамии той же эпохи.

Древнеперсидская керамическая плитка была несколько более яркой с замысловатыми узорами. Сейчас похожие черты унаследовала плитка в восточном стиле. На плитке изображались мотивы из жизни этого народа, элементы природы и культовые символы.

Керамическая плитка

Есть образцы глазированной плитки современных пропорций и среди вещей, найденных при раскопках на территории Вавилонского царства. В городе Сузы было найдено панно из керамической плитки, которая датируется I тысячелетием до н.э. На нём изображены мифические животные и элементы природы древнего государства.

Не редко на плоскости керамической плитки встречаются и различные изображения сцен из повседневной жизни жителей древнейших стран.

Плиточное производство древнеиранских государств

Первое тысячелетие новой эры в сфере производства керамической плитки прошло под знаком государства Древнего Ирана. Практически весь период с III века до н.э. по VIII век н.э. керамическая плитка производится преимущественно на территории этого государства.

Иранские мастера керамической плитки сделали огромный вклад в создание новых моделей этого покрытия, развитие технологии производства и её популяризацию. В этот период плитка служит своей обыкновенной цели – является облицовкой для храмов и дворцов. Способы её производства держатся в секрете. До наших дней дошли лишь отрывочные сведения о мастерских, которые производили плитку в тот период и некоторых технологиях, выраженных, в основном, в сохранившихся образцах плитки.

Керамическая плитка

В период династии Сасанидов (III–VII вв.) производство керамической плитки в Древнем Иране уже было на достаточно высоком уровне. Унаследовав традиции и технологии Древней Персии, плиточное дело в этом государстве развивалось в сходном направлении. На раскопках в городах Фирузабад и Бишапур было найдено множество образцов керамической плитки этого периода.

Образцы керамической плитки были покрыты глазурью, толщина которой была около 1 см. Традиционным рисунком являлись мотивы природы: цветы, растения, животные, птицы и люди. Иногда встречались изображения геометрических фигур и узоров в восточном стиле.

В середине VII века нашей эры, приходящегося на исламский период в истории Древнего Ирана, увеличивается спрос на керамическую плитку. Она становится главным отделочным материалом для зданий и сооружений религиозного значения. Облицовка мечети Купол Скалы, например, построенной в этот период, проводилась при помощи керамической мозаики.

Керамическая плитка

Древнеиранские мастера также активно пользовались и технологией окраски кирпичной кладки. В период правления Буидов (X–XI вв.) были возведены мечети Наин и Нейриз, которые были облицованы окрашенным кирпичом с геометрическими узорами. Позже стала пользоваться популярностью технология отделки кирпичей разноцветной глазурью. Иногда поверх кирпичной кладки наносился слой из кусочков глазурованных кирпичей.

Некоторые мастера выкладывали с их помощью красивые надписи. Это были каллиграфические надписи в стиле куфи, от которого пошли все прочие стили каллиграфии. Часто создавались панно, на которые помещались надписи, передающие наставления пророка и фрагменты из священных книг. В одно время даже существовала мода на именную подпись автора плитки. Плиточные панно снабжались знаками, символизирующими того или иного мастера, производившего плитку.

Керамическая плитка

К XIII веку керамическая плитка и глазурованный кирпич используются уже и для внутренней отделки зданий. Это по-прежнему здания мечетей и прочих религиозных сооружений. Мозаичной плиткой покрываются купола и стены сооружений того времени.

Большое распространение мозаичная укладка керамической плитки достигла лишь в период Тимуридов. Именно тогда была изобретена технология склеивания разрознённых частей мозаики при помощи жидкого гипса. Нарезанные по заранее подготовленной схеме кусочки из разноцветной керамической плитки, выложенные в виде мозаичного рисунка, заливались этой штукатуркой, которая придавала полотну небывалую прочность. Такое покрытие было очень долговечным и красивым. Например, мечеть Гохаршад, построенная в XV веке, имеет именно такую отделку.

Керамическая плитка

К периоду правления Сафавидов распространение нашёл новый вид плиточной кладки, которая представляла собой панно, собранное из одинаковых квадратов керамической плитки достаточно большого размера. Сначала все элементы собирались воедино, образуя полотно для будущей росписи. Далее на плитку наносилась разноцветная глазурь, которой прорисовывались необходимые изображения. После плитка разбиралась по частям, обжигалась в печи, приобретала необходимую прочность, и снова собиралась в единое полотно.

Существовала также технология совмещения керамической плитки с глазурованным кирпичом в одной кладке. Это давало широкое поле для разнообразного и уникального украшения различных элементов древнеиранской архитектуры.

Весь период существования древнеиранских государств керамическая плитка была небывало популярна на территории Востока. Технологии её производства постоянно совершенствовались. Это дало огромную базу для производства древнейшей керамики и плитки в других государствах. Плиткой были украшены могилы правителей, купола мечетей. До наших дней дошли многочисленные панно из керамической плитки, которые и сейчас поражают своей красотой.

Именно иранская традиция производства керамической плитки лежит в основе изготовления современной испанской и итальянской плитки. Видоизменённая и значительно дополненная эта технология и сейчас подходит для создания настоящих произведений искусства в виде плиточных полотен и отдельных керамических плиток.

Керамическая плитка в древней Испании

С территории иранского государства качественные образцы керамической плитки распространились по всему азиатскому континенту. Мавры, жившие с VIII века на территории современной Испании, принесли с собой и технологии производства уникальной по тем временам иранской плитки. При строительстве своих городов мавры использовали в большом количестве керамическую плитку и мозаику для отделки храмов и культовых строений.

С VIII по XV век на территории Испании начинается война против мавров, носивших мусульманскую веру, так называемая христианская Реконкиста. С переменным успехом борьбы в итоге всё же удаётся изгнать мавров из Испании. В ходе войны технологии производства керамической плитки становятся известны католическим монахам.

Они записываются на тщательно защищаемые свитки на языке латыни, и переходят из рук в руки, от монаха к монаху. С этого времени в сфере производства керамической плитки появляется второй центр тяжести – Испания во главе с католической церковью. Эти конкуренты Ирана смогли сохранить и значительно преумножить знания о производстве керамической плитки и мозаики, внесли в свои изделия неповторимый испанский колорит.

Керамическая плитка

Практически до XIX века секреты производства испанской керамической плитки были известны лишь избранным. Благодаря чему удалось сохранить уникальную ценность этих изделий. До наших времён сохранилось традиционное лидерство Испании на рынке керамической плитки. Плитка производства этой страны считается лучшей в мире. Продукция испанских фабрик пользуется величайшей популярностью на территории Европы и других континентов. Причиной тому является то, что испанским мастерам удалось сохранить лучшие из древних традиций и технологий производства изделий из керамики, и внести в этот процесс свою необходимую лепту.

Сразу после появления первых образцов керамической плитки, изготовленной в Испании, родились две основные школы «аристократическая» и «ремесленная». «Ремесленная» школа своим появлением обязана многочисленным ремесленникам, которые появились на территории страны после периода Реконкисты. Беженцы, беднота и опальное вельможество из других стран селились на территории полуразрушенных от войны городов. Там они создавали небольшие церкви, дома, которые облицовывались самодельной керамической плиткой. Эта плитка имела плохой внешний вид и разительно отличалась от иранских образцов по прочности.

Керамическая плитка

Настоящим наследником богатейших традиций Древнего Ирана и Персии была плитка «аристократической» школы (Рис.27). Секреты её хранились у монахов из католических орденов. Производилась она на плиточных фабриках при католических церквях. Лишь в XX веке, когда эти фабрики стали независимыми от духовенства, плитка «аристократического» толка вошла в массовое потребление. Однако и сейчас мастера и технологи этих фабрик хранят в строгом секрете рецептуру и тонкости технического процесса производства настоящей испанской керамической плитки.

Итальянский вклад в керамическую плитку

Ещё одним неоспоримым лидером современности в производстве керамической плитки является Италия. История итальянской плитки начинается с IX века н.э.. В это время из Испании в страну попадают первые образцы высокопористой майолики. Испанская майолика подходила лишь для облицовки фонтанов. Благодаря нанесенной на её поверхность по испанской технологии глазури, плитка становилась водонепроницаемой и стойкой. Однако внешний вид таких образцов оставлял желать лучшего.

Итальянский мастер Лука де ла Робиа, живший и работавший во Флоренции X века, добился того, что глазурованная майолика производства его мастерской приобрела ещё и декоративную функцию. В этом заключалась его главная заслуга. Именно благодаря его экспериментам возникла неповторимая по своей красоте итальянская керамическая плитка. Испанцы, подарившие основную технологию производства, ставили упор на качество получаемой облицовки. Итальянцы же главным критерием считали красоту изделий.

Основное изобретение итальянского плиточника заключалось в том, что он догадался добавлять искусственные красители в состав глазури плитки. Добавляя различные химические вещества в глазурь, удавалось изменять её цвет, играть оттенком. В производстве глазури Лука де ла Робиа использовал медь, марганец, кобальт и другие вещества.

Итальянскими мастерами было поставлено немало экспериментов в области производства керамической плитки. Был найден особый вид глины, из которой производился глазурованный фаянс высочайшего качества.

Керамическая плитка

Основным потребителем изделий из керамической плитки в Италии с давних времён являлась католическая церковь. Так же, как и в Испании, при строительстве храмов использовалась плитка с различными изображениями и узорами. Стоил этот отделочный материал достаточно дорого. Поэтому кроме церкви позволить себе купить керамическую плитку в Италии могли лишь представители знати.

Ситуация стала кардинально меняться, когда в XV веке в связи с малым количеством заказов со стороны духовенства и спадом производства образуется общественная организация, в которую входят плиточные мастера из пяти крупнейших городов производителей керамической плитки. Принимается решение сделать керамическую плитку общедоступной путём удешевления её производства, и освободиться от монополии на заказы со стороны католической церкви.

Керамическая плитка

Мастерские Италии начинают производить плитку низкого качества, которую смогли себе позволить купить обычные представители общества. Правда, до самых бедных слоёв этот материал не дошёл. Причиной тому являлось отсутствие дешёвых красителей, которыми можно было бы хоть как-то облагородить внешний вид плитки. Даже достаточно дорогая плитка была невзрачной на вид и годилась только для облицовки уборных.

Но вскоре вновь появляется плитка, изготовленная в лучших традициях первого известного итальянского мастера плиточника Луки де ла Робиа. Плиточное покрытие вновь радует глаз, но на сей раз уже не только представителей и поклонников церковного культа. Керамическая плитка популяризируется среди народа Италии, а дальше уже расходится по всему миру, имея и сейчас многочисленных поклонников и последователей.

Итальянская плитка традиционно отличается яркими красками, интересным рисунком, мягким и приятным цветом. Современные производители итальянской плитки занимают одни из лидирующих мест в отрасли. Во всём мире ценится керамическое покрытие, имеющее итальянское происхождение.

Производство керамической плитки в других государствах.

Также в период II тысячелетия н.э. первые образцы керамической плитки появляются и в других странах. Местные мастера пытаются копировать технологии основных производителей плитки Испании и Италии. Каждая местность вносит в производство плитки свой колорит, видоизменяет технологию производства под собственные особенности: тип исходного материала глин и красителей, климат, технологии обжига и прочее.

Керамическая плитка

Образцы высококачественной плитки находят при раскопках на территории Афганистана, Англии, Сирии, Турции (Византия) и других стран. В мире продолжается победное шествие керамической плитки. Многие государства, вдохновлённые опытом стран первопроходцев, признают технологию облицовки внешних и внутренних элементов зданий при помощи керамической плитки самой удобной и заманчивой.

Покупать плитку производства Испании и Италии на тот день было очень дорого для других стран, этот материал и на своей родине стоил баснословных сумм, не говоря уже о цене с учётом транспортировки за пределы страны. Поэтому каждый стремился создать свой аналог этого покрытия. Некоторые производители со временем даже стали превосходить итальянцев и испанцев в той или иной области. Однако общее лидерство в сфере и поныне целиком принадлежит этим двум странам.

История отечественной керамической плитки

На Руси керамическая плитка появилась в IX веке с приходом христианства. В языческий период в качестве строительных материалов преимущественно использовались камень и древесина. Керамика же применялась лишь в быту. Но во времена христианизации на территории страны появляются первые ремесленники, производящие плитку по греческой технологии. Этой плиткой украшались строившиеся в ту пору христианские храмы и царские дворцы. Красивая высокопористая плитка, рецепт которой киевским мастерам подарили греческие плиточники, была выполнена в светлых и ярких тонах.

Плиточные панно, украшавшие храмы и дополнявшие алтари с иконостасами, своим неповторимым видом пытались раскрыть внутреннюю сущность бога, приобщить народ к этой таинственной энергетической субстанции. На плитке изображались элементы природы, геометрические фигуры, орнаменты и прочее. Нередка была и иконная роспись плит. Мастера, производившие плитку, перед её изготовлением обязательно выдерживали строгий пост. Производство керамической плитки было настолько же ритуальным, насколько и роспись икон или производство других предметов культа.

Керамическая плитка

Греческое направление в производстве керамической плитки на Руси активно развивалось вплоть до XVII века, и было полностью подчинено церкви. Сначала производство было сосредоточено в Киеве, где появились первые на Руси мастерские, а после монголо-татарского нашествия основные производственные центры перекочевали в Москву и Псков.

В строительстве древнерусских храмов большое распространение нашло применение технологии облицовки поливной керамической плиткой. Изобретением поливы русские мастера обязаны Древнему Египту. Именно там это стекловидное покрытие впервые используется для глазурования бус из стеатитового камня. Такая плитка применялась в основном для выстилки полов в древнерусских храмах. Софийский собор и Десятинная церковь украшались посредством именно таких керамических плит.

Русские мастера несколько видоизменили пришедшую из Византии традицию применения поливных плит. На своей родине эта технология подразумевала использования мраморных плит. Поскольку русские мастера не обладали большим количеством мрамора, то он был заменён в строительстве на керамику. Также новшеством было и использование поливных плит в качестве напольного покрытия. До этого они были лишь украшением карнизов и прочих архитектурных деталей.

Керамическая плитка

Поливные плитки были бордового, жёлтого либо зелёного цветов. Иногда поливы, применяемые для покрытия керамической плитки, смешивались, образуя новые цвета. Встречались образцы, фрагментарно покрытые поливой различных цветов. Учёными были найдены образцы подобной плитки, с надписями и художественной росписью.

Размер плитки составлял около 13 × 13 см, при толщине 2 см. Но были и изделия большего размера. Например, Софийский собор отделывался плиткой формата 70 × 70 см. Существовала керамическая плитка не только квадратного формата, встречались и прямоугольные образцы.

Иногда поливные керамические плитки применялись не только для внутренней напольной отделки храмов и богатых жилищ. Встречались также и отдельные варианты использования плитки для отделки наружных стен и некоторых архитектурных элементов.

Технология изготовления поливной керамической плитки явно не стояла на месте. Она постоянно развивалась и совершенствовалась. Благодаря широчайшей сфере применения, следы её использования можно найти во множестве архитектурных памятников той эпохи.

Керамическая плитка

С XIII века на Руси псковские мастера начинают производить муравлёную черепицу. Ею отделывают купола храмов. К XV веку благодаря многочисленным экспериментам изобретается плитка, которая стойко переносит суровые русские морозы, не теряя своего красивого внешнего вида. Так появляются первые русские изразцы.

С тех пор широко распространяется изразцовое творчество. Дальше оно образует отдельную школу, которая сначала догоняет, а потом даже и обгоняет по технологиям традиционную на Руси греческую школу производства керамической плитки. Из-за того, что изготовление классической керамической плитки было полностью монополизировано церковью, изразцовое творчество находит распространение именно в период XVII века, когда государство подчиняет себе церковь.

К этому времени в значительной степени развиваются технологии многоцветной архитектурной керамики, секрет производства которой ныне утерян. Эта керамика напоминала по структуре мозаику из натурального камня. Использовалась для создания икон и различных настенных украшений.

Однако наивысшей степени развития удаётся достичь изразцовому творчеству. Сохранившиеся до наших дней образцы изразцов периода XVII–XVIII веков и сейчас очень высоко ценятся. Производились они для облицовки печей и других отделочных работ. Часть из них шла на экспорт в виде подарков, преподносимых руководством государства представителям других стран.

Керамическая плитка

Так на Руси окончательно утверждается новая голландская школа производства керамической плитки. Одно из главных отличий этой плитки заключалось ещё и в том, что она применялась исключительно для внутренней отделки зданий. Фасады храмов и дворцов теперь перестали украшаться при помощи этого материала. С XVIII века изразцы начинают украшать внутреннее убранство домов богатых горожан, дворцов знати и храмов.

Сюжеты узоров плитки в основном касались быта людей, их повседневной жизни, встречаются изображения элементов природы. В отличие от керамической плитки греческого периода, которая имела строгую идеологическую направленность в сторону сюжетов христианской церкви.

Производство первых образцов плитки по голландским технологиям на Руси началось по указу Петра Первого, который велел закупить лучшие образцы голландской керамической плитки, и изучить технологию их производства.

Керамическая плитка

Так русскими мастерами была изучена дельфтская роспись керамической плитки. Она подразумевала общее упрощение сюжета рисунка, нанесение его простыми красками. Это значительно упрощало и удешевляло технологию производства, однако внешний вид изделий носил плохо выраженный декоративный характер. Многовековые образцы изразцов, которыми были облицованы древние храмы, выглядели намного лучше, чем керамическая плитка нового производства. Это не могло остаться незамеченным.

Поэтому в начале XX века начинается возрождение потерянных технологий производства изразцов XV–XVII веков. Вновь воссоздаётся плитка высочайшего качества в лучших русских традициях.

Но весь этот расцвет творчества прекращается во время гражданской войны, в результате которой к власти в стране приходят большевики. После прихода большевиков производство керамической плитки практически останавливается. В годы войны сильно пострадали памятники архитектуры, украшенные плитой. В послевоенный период были репрессированы многие именитые производители плитки, знавшие уникальные технологии её производства. В период расцвета советской власти открываются многочисленные плиточные заводы в крупных промышленных городах, которые производят плитку с достаточно низкими эстетическими и эксплуатационными качествами.

Керамическая плитка

Единственной заслугой коммунистического периода можно считать общую популяризацию керамической плитки, как отделочного материала. Плитка в этот период применяется в качестве облицовки во многих общественных учреждениях и домах простых граждан. С этого момента она становится общедоступной. Упор ставится не на качество, а на количество.

Лишь после падения советской власти учёные и новые производители керамической плитки начинают по крупицам собирать растерянные технологии изготовления настоящей русской плитки. Поиск давно забытых старых и изобретение новых нюансов плиточного производства продолжается и сейчас многочисленными отечественными производителями керамической плитки.

Керамическая плитка, как наследие веков

За долгую историю своего существования керамические покрытия доказали свою надёжность. Многолетний опыт использования керамической плитки на фасадах зданий древних храмов и прочих многочисленных сохранившихся до наших дней памятников архитектуры свидетельствует о небывалой прочности этого материала. Лучшие образцы древней керамической плитки и её аналогов не потеряли своего внешнего вида за весь продолжительный период своего существования, и дошли до нас в хорошем состоянии.

Из прочих строительных материалов, которыми пользовалось человечество на заре своего существования, подобной стабильностью обладают только покрытия из камня. Однако использование керамической плитки в наше время доказывает, что она намного более практична, удобна и красива, чем камень или другие строительные материалы.

Керамическая плитка

Керамическая плитка с очень давних времен служит украшением человеческого жилья. Она абсолютно устойчива как к холоду, к жаре, так и к свету, керамическая плитка является очень прочным и красивым материалом для облицовки. В современном мире этот облицовочный материал очень популярен, керамическую плитку применяют, как для отделки внутренних помещений, так и для отделки наружных фасадов зданий.

Технологии производства этого материала развились до такой степени, что современные плиточные фабрики способны выпускать в небывало большом количестве керамическую плитку высочайшего качества. Каждому потребителю теперь доступна испанская и итальянская плитка отличного качества, которая по праву считается лучшей в мире. Причиной тому является значительное снижение цены вследствие усовершенствования технологий производства, и популяризация этого облицовочного материала в массах.

Керамическая плитка

Производство керамической плитки прошло через многие испытания. Оно находилось долгое время под монополией у исламистов и христиан. Технологии изготовления долгое время держались в строжайшем секрете. Очень часто они попросту терялись вследствие войн и перестановок, или попросту забывались. Однако этот материал выдержал все испытания веков, и пришёл к нам в качестве универсального облицовочного покрытия, не имеющего аналогов в строительной сфере.

Керамической плиткой теперь облицовывают любые поверхности, она готова служить в любых климатических условиях. Значительно расширилась и сфера её применения. Она не является теперь только достоянием храмов или домов зажиточных граждан. Плиточная кладка высочайшего качества способна украсить любой фрагмент жилища среднего человека. Она подойдёт для укладки и в жилой комнате, и на кухне, и в помещении ванной. Пожалуй, не существует строения или помещения, в котором не могла бы применяться керамическая плитка в полном объёме.

С каждым годом растёт количество коллекций керамической плитки, которые выпускают многочисленные плиточные фабрики во всём мире. Это в значительной степени расширяет возможности каждого человека в декорировании собственного жилья в лучших современных традициях. Дизайн плитки меняется теперь синхронно с мировой модой. Керамическая плитка теперь представляется не только долговечным, но и необычайно гибким в подборе нужного внешнего вида покрытием.

Керамическая плитка

На сегодняшний день, как и много веков назад, керамическая плитка является лучшим выбором для того, кто хочет произвести по-настоящему качественную отделку. Это подтверждает многолетний опыт плиточных фабрик с мировым именем, производящих свою продукцию на протяжении уже нескольких веков. Многолетний опыт мировых производителей гарантирует великолепное качество выпускаемой ими продукции.

http://library.elitceram.ru/

 
Этот день в истории
22 апреля
1073избран Папа Римский Григорий VII, ставший автором реформы календаря
1941На основе исследований, проводившихся с 1937, А. М. Люлька представил заявку на изобретение двухконтурного турбореактивного двигателя
1943Альберт Хофманн (Albert Hofmann) делает первое сообщение о галлюциногенных свойствах ЛСД
1969В Хьюстоне проведена первая пересадка глаза человеку
        cм. по теме: История наркоза »
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи