Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История arrow История стран и цивилизаций arrow Китайская грамота
2013-02-11 20:48:25
Китайская грамота
Печать E-mail
(2 голосов)

Цивилизация Китая сохранила преемственность традиций древности до настоящего времени. Разговор о научных открытиях этой удивительной страны, по моему мнению, следует начать с китайской грамоты.

Современные китайские словари насчитывают до 60 тысяч иероглифов. Впрочем, для того чтобы считаться грамотным человеком, китайцу достаточно усвоить всего 5 тысяч знаков.

 

Китайская иероглифическая письменность — феноменальное явление среди всех известных науке видов письма, поскольку обладает уникальными вневременными качествами. Эта особенность письма открывает доступ ко всем классическим текстам китайского прошлого. За последние 2500 лет письмо изменилось настолько незначительно, что читать труды древнекитайских мудрецов не труднее, чем современные тексты.

В один из дней 1899 года сотрудник Императорской Академии наук в Пекине лечился от жестокого приступа малярии. Он использовал снадобье, в состав которого входил «разложившийся панцирь черепахи» Его товарищ обратил внимание, чго куски панциря, которые размалывал больной, покрыты нечеткими изображениями знаков, напоминавших китайские письмена. С помощью аптекарей и торговцев им удалось собрать внушительную коллекцию костей животных и панцирей черепах, содержащих древние письмена. Детективное расследование, проведенное несколькими учеными, привело к источнику поступления «костей дракона» на рынки. Вблизи городка Аньян были открыты царские погребальные сооружения эпохи Инь (1700 — 1050 гг. до н.э.). Раскопки обнаружили, что огромные подземные гробницы были заполнены бесценными памятниками древней китайской цивилизации и останками погребенных. Среди них прах сотен принесенных в жертву жен и наложниц, обезглавленных рабов и охранников, а также собак, обезьян, оленей, носорогов и т. д. Особый трепет ученых вызвала находка 17 тысяч черепашьих панцирей с надписями общим весом более трех тонн.

Совершенствование китайского иероглифического письма во многом определялось развитием материалов для письма. Уже в XII в. до н.э. кости (лопатки) животных и панцири черепах были заменены бамбуковыми дощечками. Начался новый период развития письма. На гладкой поверхности бамбуковых дощечек писали заостренными палочками, которые обмакивали в черный лак, изготовленный из древесного сока. Письмена наносились вертикальными столбиками справа налево. Дощечки соединяли между собой кожаными шнурками в своеобразные «книги». Такие книги прекрасно сохранялись, но пользование ими имело ряд неудобств. Например, путешественнику-интеллектуалу приходилось везти с собой несколько повозок с «путевыми заметками», своей и чужой мудростью. Ежедневная норма государевых «бумаг», подаваемых знаменитому китайскому императору — тирану Цинь Шихуану (246—211 гг. до н.э.), составляла около 60 килограммов бамбуковых дощечек.

Более 2 тысяч лет назад на смену бамбуку пришел шелк — великолепный материал для письма. Теперь вместо острой палочки использовали кисть из барсучьего или лисьего волоса. Знаки изображали более плавными линиями разной толщины, что несколько изменило вид иероглифов. Однако, прочный, легкий и красивый шелк не стал все же идеальным материалом для письма — он был слишком дорог. Потребности быстро развивающейся китайской цивилизации требовали более дешевого средства письма. Во II в. н.э. в Китае изобрели бумагу, которая вплоть до конца XX века не знала себе равных в деле передачи и сохранения информации, а также человеческой мудрости и глупости, величия и низости. В Китае и сегодня письменные принадлежности — бумагу, тушь, кисть, плитку для растирания туши — называют «Четыре драгоценности».
Разумеется, освоение китайской грамоты предусматривало создание хорошо продуманной системы образования.

Дети без учения
Ничего не обещают хорошего.
Если в детстве не научатся,
Чего ожидать в старости?


— вопрошал древнекитайский мудрец Конфуций. Любой китайский отец мечтал видеть своего сына обладателем ученой степени, которая открывала путь к благополучию и почету. Однако путь этот был тернистым и долгим. В средневековую эпоху Тан (618— 907 н.э.) в сверхцснтрализованном Китае сложилась строгая и стройная система экзаменов для поступления на государственную службу. Поступающему предстояло выдержать три серьезных испытания. Первый экзамен проходил два раза в три года в уездном городе. Экзамен продолжался один день, и выдержавший его удостаивался степени «Совершенствующий способности». Эта степень открывала путь к низшим ступеням чиновной иерархии. Один раз в три года проходил экзамен в центре провинции. Те, кому удавалось в течение 9 дней успешно пройти второй этап экзаменов, получали степень «Представляемый».

Испытания сопровождались многочисленными формальностями и традиционными китайскими церемониями. Соискатель степени должен был представить подробную биографию, свидетельствующую о его благонадежности и высокой репутации. Биографию заверяли соседи. К документам прилагалось подробное описание внешности конкурсанта, заменявшее современную фотографию. «Подставки» во время государственных экзаменов наказывались смертной казнью. В постижении наук одаренным крестьянским мальчикам помогали всей общиной, в их судьбе принимали участие правители уездов и провинций. Богатые соседи и родственники считали высокой честью оказать помощь юному дарованию. История Китая знает немало случаев, когда видными государственными деятелями, реформаторами, учеными и мудрецами становились выходцы из социальных низов.

Третий, высший этап экзаменов проходил в столице страны на специальной территории, доступ к которой имел весьма ограниченный круг лиц. Экзаменующемуся полагалась тесная комнатушка, где имелось оконце и две откидывающихся доски: одна вместо стола, другая заменяла и стул, и спальное ложе. Обысканному и изолированному от внешнего мира «студенту» предлагались две темы для сочинении в прозе и стихах. Как правило, это были цитаты из классических произведений или изречения мудрецов. Экзаменуемый должен был показать глубокие знания в области философии, истории, этики. Учение Конфуция следовало знать в совершенстве. Особо поощрялось и высоко оценивалось максимально возможное число использованных и произведении иероглифов.
Экзаменаторов тоже обыскивали и помещали в отдельные изолированные помещения. Конкурсные работы проверялись «втемную».

Обычно столичные экзамены собирали 8—9 тысяч претендентов на должности в государственном аппарате. Лишь немногие удостаивались звания «Поступающий на службу». Лучшие из лучших допускались еще к одному, теперь уже дворцовому экзамену. Десять наиболее отличившихся получали право быть представленными лично императору. Трое из этих десяти с почетом выходили из дворца через главные ворота. Для многих из них этот акт становился главным событием жизни. Лишь один испытуемый получал направление в Ханьминьюань — Академию наук.

Между прочим, в древнем и средневековом Китае глубокие знания действительно обеспечивали достойный уровень жизни и высокое положение на социальной лестнице.

etointeresno.com

 
Этот день в истории
19 ноября
1493В своём втором путешествии в Новый Свет Колумб открыл остров Пуэрто-Рико.
1891Продаётся первая игрушечная железная дорога (Геппинзен, Германия).
        cм. по теме: Всемирная история игрушек »
1979Первый рейс из Ленинграда в Москву скоростного поезда ЭР-200, построенного рижскими вагоностроителями.
        cм. по теме: Кто изобрел рельсы? »
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи