Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История вещей arrow Фото, кино arrow Остановить мгновение
2013-04-09 00:38:05
Остановить мгновение
Печать E-mail
(1 голос)

 Мне кажется, что изобретатели фотоаппарата должны в ножки поклониться тому, кто первым придумал создавать картины с помощью теней. Лично я обожал, когда мой дед на пару с отцом разыгрывали для нас с братом целые представления, где на стене страшный волк крался за зайчиком, а коза-дереза наказывала серого с помощью рожек…

В принципе и театр теней (он же ваянг), и вытынанка (она же papercutting, киригами, цзяньчжи) являются предтечами фотографии – изображения, полученного с помощью света. Собственно, и само слово «фотография» дословно означает светопись – рисунок светом. 

 

Мир вверх ногами

У фотографии есть химическая и оптическая предыстории. Уже в глубокой древности люди знали, что солнечные лучи способны сделать кожу человека темной, а ткань светлой, и использовали эту их способность для аппликаций на теле и на тканях. Способность света к оптическим эффектам тоже не осталась незамеченной. Греческий ученый Аристотель еще в IV веке до нашей эры описал любопытное явление: свет, проходящий сквозь маленькое отверстие в ставне, рисует на стене пейзаж за окном – в перевернутом виде.

А в Х веке нашей эры арабский математик Альгазен, опираясь на сведения Аристотеля и свои собственные наблюдения, додумался до идеи камеры-обскуры (темной комнаты) – прародительницы фотокамеры. Спустя тысячелетия комната уменьшилась до размеров ящика, куда поместили собирающую линзу, что позволило получать более яркие изображения, поэтому камера-обскура превратилась в свою противоположность – camera lucina (светлую комнату).

По сути, научная и изобретательская мысль билась над двумя проблемами: как усовершенствовать процесс фокусировки изображения и как закрепить это изображение на том или ином материале. Поначалу поступали просто:  художник обводил отражение предмета или пейзажа на стене или на дощечке кистью или углем. Однако данный метод не совсем устраивал.

Чистая химия

В 1725 году немецкий физик Иоганн Шульце в процессе опытов смешал мел с азотной кислотой, содержавшей небольшое количество серебра. И, о чудо, когда солнечный свет падал на белую смесь, она становилась темной, но будучи защищенной от лучей, не изменялась. Тогда Шульце провел несколько экспериментов: он вырезал из бумаги буквы и фигуры, накладывал их на бутылку с упомянутым раствором и получал отпечатки на посеребренном меле. Но стоило взболтать жидкость – и изображение исчезало.

Впервые закрепить картинку удалось французу Жозефу Ньепсу в 1822 году, но сама она не сохранилась, поэтому статус первой фотографии носит «вид из окна», полученный тем же Ньепсом четырьмя годами позже с помощью камеры-обскуры на оловянной пластинке, покрытой тонким слоем асфальта. Экспозиция – процесс запечатления – длилась целых 8 часов при ярком солнечном свете. Явным достоинством было и то, что изображение после протравливания асфальта получалось рельефным, его можно было размножить.

В 1839 году француз Луи-Жак Дагер обнародовал изобретенный им способ получения изображения на медной пластике, покрытой серебром. Экспонирование длилось всего полчаса – и это был огромный плюс. Впрочем, возня этим не исчерпывалась: после воздействия на пластину светом Дагер отнес ее в темную комнату, подержал над парами нагретой ртути, а затем обработал поваренной солью – в качестве закрепителя. Снимок, по отзывам ценителей, получился качественным: с хорошо проработанными деталями и точной передачей светотеней. Но и минус имелся: копировать снимок, выполненный по технологии дагерротипа, было невозможно.

А вот англичанин Уильям Тальбот предложил в противовес дагерротипу калотипию –проецирование изображения на бумагу, пропитанную хлористым серебром. В качестве опытного образца изобретатель запечатлел решетчатое окно собственного дома. Снимок вышел отличный, и с него можно было сделать сколько угодно копий.

От большего к меньшему

Не стоит думать, будто ученые бились лишь над тем, как получше и понадежнее закрепить изображение. Над прибором, который переносил предметы, пейзажи, людей на картинку, изобретатели тоже трудились. И со временем камера-обскура, которая в древности была целой комнатой, уменьшилась до размеров небольшого ящичка.

Совершенствование аппаратуры шло по меркам истории семимильными шагами. В 1861 году англичанин Томас Саттон изобрел фотоаппарат с единым зеркальным объективом. Он представлял собой достаточно громоздкий ящик на штативе. Через крышку, расположенную сверху, можно было видеть объект, который предстояло сфотографировать. Объектив ловил фокус на стекле, где с помощью зеркал и формировалось изображение.

Кстати, забегая вперед, хочу отметить, что зеркальные аппараты и полученные с их помощью аналоговые фотографии оказались на удивление живучими. Как бы ни пытался прогресс задвинуть их в музей, они все равно пользуются популярностью у любителей ловить и останавливать мгновения. Даже сегодня, в век цифровых технологий, мастера продолжают работать с «зеркалкой».

Добавить цвета

Любопытно, что цветными фотографии стали делать с 1840 года, задолго до того, как была изобретена технология получения цветной фотографии. А все потому, что мастера, не дожидаясь милостей от науки и не мудрствуя лукаво, вручную раскрашивали снимки акварелью по желанию заказчиков. И правильно поступали! Ведь известный математик Джеймс Кларк Максвелл сообразил, как получить цветные фото, лишь в 1861 году.

Много позже, в начале ХХ века, братья Люмьер наладили выпуск пластин для цветного фото, а в 1935 году компания Kodak поставила на поток цветные фотопленки. Но еще долгое время при печати их приходилось отдавать на доработку после проявки – чтобы наложить цветные компоненты. И только в 1942 году Kodak сумел усовершенствовать выпуск цветных фотопленок, которые пользовались спросом целых полвека.

Два в одном

Нетрудно заметить, что за века сложился стереотип: фотоаппарат плюс пластины, фотоаппарат плюс пленка. Но нашлись люди, которые сообразили соединить два в одном.

В 1963 году появились фотокамеры Polaroid, которые делали снимок и тут же выдавали его на-гора. Достаточно было подождать несколько секунд – и на чистой бумаге, вылезшей из щели аппарата, начинали прорисовываться контуры, а затем и само изображение, полноценное, цветное.

Увы, прогресс все ускоряет темпы. И век полароида оказался недолог. Всего три десятка лет он радовал взрослых и детишек, а затем был безжалостно изгнан с рынка. Вытеснили его цифровые фотоаппараты, которые избавили людей от необходимости учиться наводить фокус, определять степень освещенности объекта и другие параметры, устанавливать выдержку. Теперь достаточно включить аппарат, проконтролировать на экране, попало ли в объектив все, что нужно, нажать кнопку – и изображение впечаталось в память.

Минус бумага?

В наши дни, казалось бы, распечатывать фотографии нет смысла: их можно просматривать на компьютере или на специальных фоторамках. Однако человек – существо противоречивое. Он быстро наигрался цифровыми аппаратами, которые все за него делают сами: распознают лицо в кадре или пейзаж, исправляют оттенок кожи, устраняют эффект «красных» глаз и т.д. и т. п.

И теперь в моде пусть и «цифра», но предусматривающая ручное управление, творчество. А аналоговая фотография, которой кое-кто поспешил сложить эпитафию, вновь на пике популярности.

http://вечерний-екатеринбург.рф/sweethome/theevolutionofthings/7572/

 
Этот день в истории
21 ноября
1783Воздушный шар братьев Жозефа-Мишеля и Жака-Этьенна Монгольфье впервые поднимает в воздух людей.
        cм. по теме: История воздухоплавания »
1877Изобретение Томасом Эдисоном фонографа.
1996В штаб-квартире ООН проводится Первый всемирный телевизионный форум.
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи