Информация

Карта сайта

Эволюция arrow Эволюция arrow Интересные факты arrow Вдоль истории на каблучках
2013-04-15 22:03:34
Вдоль истории на каблучках
Печать E-mail
(1 голос)

 Историки уверяют, что первыми, кто придумал обувь на каблуках, были древние египтяне. Однако предназначалась такая обувка не для того, чтобы всякие Нефертити и Клеопатры дефилировали в ней по дворцовым залам. Башмаки на каблуках надевали крестьяне, работавшие в поле, – так им во время пахоты удобнее было передвигаться по рыхлой земле.

 Каждый народ изобретал каблуки сепаратно – и всегда в скучных утилитарных целях. Так, японские гэта – сандалии с подошвой в форме скамеечки – далеко не сразу стали украшать собой ножки гейш. В гэта народ выходил трудиться на рисовые плантации – так меньше был риск, что тебя укусит змея, притаившаяся в канавах, полных воды.

В странах, где в ходу были кожаные башмаки и сапоги, каблук применялся ради экономии. Та часть обуви, которая прилегает к пятке, снашивается быстрее остальных – вот и стали люди ее утолщать, прокладывая кожу в несколько слоев или прибивая под пятку деревянную плашку.

Обувь, возносящая своего обладателя над уровнем земли, начала служить красоте только в Древней Греции. Тамошние актеры, чтобы публика могла их хорошо рассмотреть даже из последнего ряда, перед выходом на сцену обувались в котурны – сандалии на высоченной платформе. Эту манеру у них переняли куртизанки – им ведь тоже было важно возвышаться над толпой, чтобы их замечали издали. Еще эти дамы оценили важную для их профессии особенность: подъем пятки приводит к смещению центра тяжести тела и заставляет бедра при ходьбе соблазнительно покачиваться. Каблуки они использовали еще и для рекламы: на них делались специальные набойки, так что при каждом шаге оставался след с призывом «Следуй за мной!»

Леонардо помог

Эпоха Возрождения принесла в Европу моду на античные мотивы – а заодно заставила стильную публику вновь забраться на котурны. Точнее, на цоколи – так называлась в Венеции, тогдашнем центре мировой моды, подобная обувь. Красавицы прикрывали пышными юбками деревянные или пробковые «копыта», высота которых могла достигать 60 см. Сохранять равновесие на таких ходулях дамы могли, только держась за руки кавалеров. Кого из мужчин смущало, что подруга превосходит его ростом, тот сам заказывал себе обувь с похожими, только более низкими подошвами. А ревнивые мужья радовались: раз дама без сторонней поддержки на цоколях далеко не уйдет, значит, и к любовнику бегать не станет (инициативу самих любовников они почему-то в расчет не принимали).

Опять же от грязи на улицах такая обувь спасала. Вот только стопы и мышцы ног в ней дико уставали. Леонардо да Винчи пожалел женские ножки и разработал более удобную конструкцию подошвы, напоминающую наши современные каблуки. Но не зря говорят, что гениям свойственно опережать свою эпоху. Так получилось и в этом случае: «леонардовские» каблуки ждали начала своего массового распространения почти три века, до XVII столетия.

Для «высокого сословия»

Внедрению каблука в его близком к теперешнему виде способствовали не дамы, а кавалеры – точнее, кавалеристы. Каблуки были им нужны, чтобы нога крепче держалась в стремени. И так военному люду понравилось ходить в обуви, в которой можно держать гордую осанку и смотреть на окружающих свысока, что с боевых ботфорт каблуки перекочевали на повседневные сапоги и бальные башмаки. Весьма пристрастен к ним был «король-солнце» Людовик ХIV – монарх отличался невысоким ростом и каблуков ниже 10 см не признавал. Он отдал распоряжение, чтобы высота каблуков у дворян строго соответствовала титулу. Простому шевалье нельзя было иметь каблуки выше, чем у графа или маркиза. Словом, дворяне получили возможность в буквальном смысле зваться «высоким сословием».

Первой женщиной, ставшей носить каблуки, считается Екатерина Медичи, жена короля Генриха II. Ей было некомфортно чувствовать себя коротышкой рядом со статным супругом, и в 1533 году она заказала себе туфельки по образцу кавалерийских сапог. Это начинание модницы не подхватили: из-за длинных платьев каблуков было не разглядеть. Зато к концу XVII века женские юбки стали короче, и тут наша сестра оторвалась по полной программе. Красавицы вспрыгнули на столь высокие и тонкие каблучки, что ходить на них можно было, лишь опираясь на трость.

Каблучки туфель XVIII века – сами по себе произведения искусства. Их обтягивали шелком или тонкой кожей типа сафьяна, атласом с вышивками, украшали кружевами. Разнообразились и их формы. То каблук перемещался ближе к центру стопы, чтобы ножка смотрелась более изящной, то обретал талию и уподоблялся рюмочке. В силу того, что от каблуков требовалась устойчивость, сапожники пришли к идее делать обувь на правую и левую ногу. До того башмак тачался на некую абстрактную нижнюю конечность, а дальше – как хочешь, так и разнашивай.

Победа над бескаблучьем

Вся эта радость длилась до 1789 года, до Великой французской революции. Подчеркивать с помощью каблуков свою принадлежность к «высокому сословию» стало опасно: такая обувь сама по себе могла довести до гильотины. Под звуки «Марсельезы» и лозунги «Свобода, равенство, братство» победным шагом двинулась на Европу идея опрощения. Мужчины избавились от пышных пудреных париков, дамы с облегчением скинули корсеты и начали носить свободно струящиеся платья из тонких тканей, а на ноги надевали подобия современных балеток. Наполеон Бонапарт эту моду не одобрил, и в обиход вернулись корсеты и кринолины. Только каблукам пришлось долго ждать своего часа. Для танцев туфли-тапочки на тонкой подошве были удобней, да и красоваться на высоких каблуках рядом с низкорослым императором было моветоном.

Отечественная война 1812 года положила конец не только захватническим действиям Наполеона, но и скучной эпохе бескаблучья. Именно русская армия, вошедшая в 1814 году в Париж, напомнила стране, гордо именующей себя центром мировой моды, что полагается носить прекрасным дамам. С тех пор по наши дни не было периода, когда от каблуков отказывались бы наотрез. Эта деталь обуви только видоизменялась. Правда, все эти изменения были лишь вариациями на уже известные темы.

Революционные перемены в истории каблука произошли в 50-е годы ХХ века. Одновременно два дизайнера изобрели великолепную, элегантную, сексуальную шпильку. Житель США итальянского происхождения Сальваторе Феррагамо додумался насадить каблук на металлический стержень и поднять на высоту более 10 см. Его творения популяризировали кинозвезды: например, Мэрилин Монро в знаменитом эпизоде, когда ветер из подземной вентиляции развевает ее платье, стоит на решетке в туфлях от Феррагамо.

Другим изобретателем шпильки считается француз Роже Вивьер, которого звали королем обуви. В его туфельках выходили на подиум модели Дома Диор, а английская королева Елизавета II надела их в день своей коронации. Еще бы после такого шпилька не завоевала мир!

Полезно

Носите на здоровье!

Известно, что медики не одобряют высокие каблуки: их частое ношение ведет к остеохондрозу, отекам ног, поперечному плоскостопию, вредит пяточному сухожилию и может оказаться причиной вывиха голеностопного сустава. Но и пользу здоровью каблуки приносят. Исследователи установили, что у женщин, которые ходят на высоких каблуках, ноги не просто кажутся стройнее – они таковыми на самом деле становятся, поскольку каблуки более равномерно распределяют нагрузку по внутренним и внешним мышцам икр. А плоская подошва дает больше нагрузки на боковые мышцы, за счет чего икры становятся шире. Кроме этого, высокие каблуки связаны со здоровой сексуальностью: во время хождения на них происходит тренировка мышц таза, которые оказывают значительное влияние на яркость и насыщенность оргазма.

По утверждению психологов, высокие каблуки могут помочь женщине быстрее двигаться по карьерной лестнице: в них она чувствует себя более уверенной и способна достичь многого.

http://вечерний-екатеринбург.рф/sweethome/theevolutionofthings/5201/

 
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи