Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История вещей arrow Одежда и аксессуары arrow Античная одежда: Хлена
2013-09-09 10:30:06
Античная одежда: Хлена
Печать E-mail
(0 голосов)

 Плащ хлена — плотная грубая ткань, упоминается в текстах как плащ зимний, одеяло, в которое кутались от холода. Так же называется обильно драпированный плащ.

Плащ-хлена по размеру меньше гиматия, на одну треть отогнутый, застегивается на одном плече, проходя под левой рукой. В такую хлену задрапированы коры Парфенона, которые представляют собой образец разнообразия в однообразном способе управления тканью. «Собрание этих статуй в музее на Акрополе,— пишет Боннар,— похоже на группу манекенов, приготовленных к показу со свободным и вольным выбором платьев, предназначенных для этого показа. Но выбрал их не случай, а художник. В типе Коры для него главное — изучение не анатомии, но сложной драпировки. Складки одежды бесконечно разнообразные в зависимости от материи, стиля туалета, той части тела, которую эта одежда прикрывает. Ее назначение состоит в том, чтобы угадать форму тела и вместе с тем прикрыть его..»  (рис. 29 а-г).

Плащи набрасывались на голову и мужчинами и особенно женщинами. Последние использовали как покрывала отворот пеплоса, спускавшийся на спину.

Что касается украшения головы, то по иконографии известны два рода шляп — соломенная с круглыми полями, одеваемая мужчинами и женщинами, и круглая войлочная шапочка, носимая на затылке мужчинами,— пилеус. 

Чаще всего женщины и мужчины изображены с непокрытыми головами, с разнообразием красиво расположенных кудрей. На вазовой живописи изображены головные повязки и главным образом украшенные прически. В спектаклях греческих театров, которые гастролировали в нашей стране, и хор и персонажи всегда выступали с покрытой головой, и головные повязки, наколотые по прихоти художника, оставляли впечатление полной гармонии с драпировкой костюма. Сандалии и прически приводятся в иллюстрациях и в комментариях не нуждаются, тем более что мужские прически очень близки к тому, что последнее время украшает головы и лица мужчин Европы; то же самое относится и к женским волосам. Усложненные прически и убранство головы украшениями в трагедиях греческой классики неуместны, и если в созданных фильмах и спектаклях присутствуют, то только как укор вкусу художника и урон общему ключу представления. Зато в комедиях Аристофана, где образная сторона персонажа гротескна, такая форма украшений правомерна.

Мы не можем догадаться об истинной форме и применении того или иного вида прически. Но в греческой скульптуре, как правило, украшений нет, тогда как вазовая живопись изобилует примерами. Высокий вкус художников Эллады, очевидно, имел повод сохранять целомудренность в украшениях и обращаться за прекрасным к другому источнику — к разнообразию расположения групп волос в прическе.

В сценической трактовке костюмов мы наблюдаем и появление рукавов в хитонах — узких и длинных (Креонт в «Антигоне» в театре Эпидавра одет в длинный хитон с рукавами). Такая «неточность» не несет беды. Если в трактовке образа актеру нужно прикрыть руки — их оголение мешает какой-либо внутренней убежденности, рукава не будут заметны даже искушенному зрителю — вернее, он их примет как должное.

В костюмах спектаклей современных театров мы видим широкие пояса, поддерживающие тяжелую форму складок одежды.

Каждый спектакль, если он решен художником, понимающим и знающим античное искусство, всегда приносит что-либо новое в трактовку формы, и если это подлинное искусство, то оно может быть принято как школа античного театрального костюма. Ибо, еще раз повторим, античный костюм — это умение извлекать из его складок качества эстетические. Такая возможность безгранична, как безграничны фантазия и воображение, соприкоснувшиеся с искусством.

http://www.thingshistory.com/

 
Этот день в истории
20 июня
1793Американец Эли Уитни (Eli Whitney) запатентовал хлопкоочистительную машину
1837Англия выпустила свою первую почтовую марку, однопенсовую Королеву Викторию
1840Сэмюэл Морзе (Samuel Finley Breese Morse) запатентовал телеграф
1926В Москве появились первые советские такси. 15 итальянских «фиатов» и французских «рено» можно было легко узнать по непременной ярко-желтой полосе на кузове машины и фирменной одежде водителей: кожаным куртке и шлему... Упраздненные после революции как «буржуазное явление», таксомоторы вернулись на столичные улицы по воле Моссовета. «Для возобновления института платных перевозок» - так объяснили свое решение власти...
        cм. по теме: История такси »
1949Американская теннисистка Гаси Моран на Уимблдонском турнире стала причиной громкого скандала. Именно представительница США стала первой женщиной на теннисном корте, позволившей себе одеть настолько короткую юбку, что из-под нее зрители на секунду заметили коротенькие штанишки. Фото Моран в скандальном наряде обошло газеты и журналы по всему миру
        cм. по теме: История тенниса »
1993Совершён первый пробный железнодорожный рейс по туннелю под Ла-Маншем
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи