Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История вещей arrow Одежда и аксессуары arrow Московское государство XVI—XVII веков. Влияние бытового уклада на костюм.
2013-11-02 13:58:57
Московское государство XVI—XVII веков. Влияние бытового уклада на костюм.
Печать E-mail
(0 голосов)

К XVI веку окрепнувшее Московское государство превратилось в единодержавную монархию со всеми подобающими атрибутами и уложениями царского ритуала, статусами выходов и приемов, законов поведения и внешнего оформления этих действ.

 

Бытовой уклад разделился на две самостоятельные части — внешнюю (парадную) и внутреннюю (домашнюю), мало чем отличающуюся от патриархального деревенского быта.

Это деление усиливало официальную жизнь дворца согласно ее государственной миссии и обособляло изоляцию женщин не только в светском общении, но и территориально. Теремное воспитание женщин в царских и боярских семействах в своей основе шло от влияния монастырского режима, и в этой (отторгнутой от общего движения жизни) обители складывалась и формировалась внутренняя замкнутая женская иерархия с узко ограниченным кругом интересов…

…Дочь прекрасная

Опракса Королевична

Сидит она во тереме златом верху;

На ню красное солнышко не опекет,

Буйные ветрушки не овеют,

Многие люди не обглядятся

Только самые дружелюбные отношения хозяина дома к своим гостям растворяли иногда женский терем, вызывая оттуда на короткий миг хозяйку дома или жен сыновей. Обычай радушия позволял в сложном ритуале «малого» или «большого» обычаев в церемонии поклонов и целований подносить чарку питья желанному гостю. На этом и кончалось участие женщин в застолье.

Постнический образ

Отторжение накладывало отпечаток не только на характер поведения, но и на образ мышления и весь внешний облик. Складывался определенный типаж — «постнический» (по выражению Забелина),— спрятанный от взора и глаз, укрытый одеждой так, что из-под ее массы виднелись только лицо и кончики пальцев рук. Свободная, крепленная на плечах одежда, опоясанная только в своем нижнем, домашнем интимном качестве (сорочке), ниспадала долу, не столько окутывая, сколько пряча и вуалируя истинные телесные формы. Отсюда и определенный идеал дородности, искусственно образованный многослойностью тяжелой ткани и меховых подпушек и подкладок. Пояс же был необходим только для рубахи и «носим как символ целомудрия и благочестия»*.

Даже в обыденной жизни вырабатывается особый иноческий тип, который заставляет как можно целомудреннее прятать свое естество, затягивать венцами волосы девушек и укрывать тело в длинных просторных одеждах (независимо от возраста и социального положения), плотно увязывать головы, навечно скрывая волосы от взора посторонних… «Идеал постницы, на котором воспитывалось и оканчивало жизнь наше старинное женское племя, смотрел вообще на красоту, как на запрещенный плод…»  и в двойной изоляции жилища и костюма заживо хоронил человеческую личность.

Этот порядок, сходный с афинским гинекеем, имел общий с ним моральный и этический результат — и в античной демократической Греции, и в домостроевской Руси женщина была бесправна, «ибо не муж от жены, а жена от мужа, и не муж создан для жены, а жена для мужа, посему и должна иметь женщина покрывало на голове в знак власти над нею…», «…покрывало вообще обозначало стыдливость и целомудрие, поэтому для постнических идей оно являлось необходимым и неизменным условием сохранения и выражения нравственной чистоты…».

Многосложность и большой объем одеяний сближал мужскую и женскую парадные одежды в том случае, когда высшая форма социальной престижности проявлялась в количественном и стоимостном превосходстве. В обыденной жизни мужчина получал довольно действенную форму обрамления — удобную и в меру короткую и подвижную. Для женщины ни смысл, ни форма одежд не менялись. Задавленная беспросветной работой, крестьянская женщина все порывы своей души отдавала красе рукоделья, рождавшегося в короткие зимние дни. Теремные женщины культивировали то же занятие не столько в своих хоромах, сколько в светлицах.

Тем неменее сам факт господства РУКОДЕЛИЯ, узорного украшения как общепринятой нормы прекрасного получил и тут и там значения единственной радости и свободы женского МЫШЛЕНИЯ. Оно-то и было особой формой отличия всех видов искусства и в большей мере обратило свои силы на украшение одежд всех сословий и положений.

Русская сорочка

Основу одеяния составляла туникообразная рубашка — сорочка— и в качестве белья и в качестве платья. В первом случае она была белою (цвет ее определялся естественным цветом полотна), во втором — шилась из цветной материи и именовалась КРАСНОЮ, т.е. красивой и дорогой. Верхние сорочки — выходные — имели чрезвычайно длинные рукава, складывавшиеся в наборы столь обширные и объемные, что «…множество складок так хорошо защищали руки и плечи от холода, что даже зимою не было нужды надевать какую-либо одежду в рукава…»,— писали иностранцы*.

По свидетельству Олеария и Корба, рукава сорочек были длиной 6 — 10 локтей (от б до 7 аршин). Царские и придворные сорочки шились из тафты (алой, белой и желтой) и из полосатых и набивных индийских тканей (шелковых и хлопчатобумажных). По швам рукава низались мелким жемчугом в веревочку или ряскою в виде бахромы. Шитье и низанье украшало плечевой шов и запястье. Таким образом, простота покроя и формы компенсировалась масштабом и декором, что производило внушительное впечатление, тем более что такая сорочка носилась с верхним следующим платьем и ее рукава продевалась в прорези проймы последнего, оставляя рукава верхнего платья висящими сзади. Большое значение в этом случае имело декоративное убранство рукавов сорочечной рубашки. Была это одежда комнатная, повседневная, носимая с поясом и приравненная к одежде «стыдливой», потому что в не невозможно (стыдно) выйти к посторонним.

По рассказам Поссевино следует, что «…все благородные женщины носят по три одежды, а женщина, которая носит одну одежду, навлекает на себя дурную славу. Однажды во дворце в Александровской слободе в жаркий летний вечер третья жена царевича Ивана, бывавшая на последних порах беременности, лежала, растянувшись на скамье, в легкой одежде, как вдруг вошел свекор ея — великий князь. Она тотчас же вскочила, но он, вне себя от гнева, ударил ее рукой по щеке, а потом палкою (посохом) так отделал, что она в следующую ночь преждевременно разрешилась сыном… Царевич Иван прибежал на этот шум, вступился за жену… Тогда гнев отца обратился на него, и он нанес ему посохом сильный удар в висок…»*.

Ходить «распояскою» было грехом, и позволить себе подобное могла только былинная «молодая Марина Игнатьевна: она, призывая в свой терем Змея Горыныча, высовывалась в окно в одной рубашке без пояса…».

 

http://www.thingshistory.com/

 
Этот день в истории
23 мая
1790родился Жюль д’Орвиль, французский исследователь, открывший статую "Венера Милосская", первооткрыватель земли Аделии в Антарктиде
1904в Вене открылся первый чемпионат мира по греко-римской (классической) борьбе
        cм. по теме: История спорта »
1934первый полет экспериментальной крылатой ракеты, спроектированной под руководством С.П.Королева
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи