Информация

Карта сайта

2015-05-13 12:18:31
Цирк в Древней Руси
Печать E-mail
(0 голосов)

Сведения об искусстве в Древней Руси дают нам крайне мало информации о развитии цирка. Часть из них можно почерпнуть из фресок 11 столетия, часть получить из летописей, а оставшуюся часть – предположить. Однако до нас дошли старорусские обряды, песни, народные танцы, игра на древних музыкальных инструментах, которые потом и стали прообразом циркового мастерства.

 В старину на Руси не было деления на культурные отрасли, все они назывались игрищами: и проводы весны, и обряды очищения огнем, и свадебные пляски, и похоронные традиции. Сюда же относились и соревнования по выносливости и силе, и пение. Поэтому, скорее всего, цирк вобрал в себя всю культуру старинных традиций русской земли, не стесняясь заимствовать некоторые элементы трюкачества у соседних стран.  

Первые ссылки

В некоторых соборах сохранились фрески с изображением поля и роскошно отделанных трибун, в центре которых сидят князь, княгиня и знатная челядь, а на площади проходят соревнования по конному бегу. Другие рельефы показывают скоморохов – людей, которые наряжались в яркие одежды, могли переодеваться в птиц и зверей и играли мини-сценки. Все это сопровождалось игрой на музыкальных инструментах, фокусами, элементами акробатики и проводилось «потехи ради». 

Откуда к нам пришел цирк?

По всей видимости, из соседней Византии. В ту пору Русь не только завоевывала, но и пыталась сохранить мирные отношения с государствами-соседями. Часто князья женились на дочерях чужестранных правителей, поэтому считались почетными гостями и ездили друг к другу с визитами уважения. Дорогих гостей удивляли, как могли. Тут тебе и конные бега, и только что выстроенный ипподром, и шуты, развлекающие шутками да фокусами. Не удивительно, что русским владыкам захотелось и себе при дворе иметь нечто похожее.   

Фрески, подробно расписывающие и конное ристалище, и ложи для знатных особ, позволяют сказать, что к тому времени, как они были написаны, цирк не был для Руси чем-то из ряда вон выходящим. Его знали и любили.

Альтернативный вариант

Другая версия событий полагает, что скоморохи, или шуты появились не раньше 14 века. Люди в поисках заработка собирались отдельными группами и ходили от селения к селению, предлагая устроить забаву населения. Кто что умел: один ловко жонглировал деревянными палочками, второй был умелым наездником, мог во время бега в воздухе переворачиваться, третий фокусы показывал. Молва о людях, которые славились своей ловкостью и умениями, дошла и до княжеского двора.
 

 
Подробно описывает представление скоморохов один из очевидцев, Даниил Заточник. По его словам, их мастерство доходило до волшебства. Они могли летать с крыш, не разбиваясь, расправив за спиной большие крылья, и ходить по натянутой веревке, и наносить глубокие порезы, которые таинственным образом исчезали. Циркачи тех времен в огне не горели, в воде не тонули.

Но особенно они любили представления с животными. Часто устраивались поединки с дикими зверями, медведями, вепрями. Могли потешить народ и прирученными животными, которые охотно выполняли команды: крутились, прыгали, танцевали под музыку. Часто совместная работа скоморохов превращалась в целое действо с переодеваниями, разыгрыванием сценок по ролям; почти ни одна свадьба не обходилась без народных любимцев.  

Официальный чин

Популярность шутов дошла до такой степени, что они участвовали в каждом пиру челяди. В середине 14 века в штате княжеской свиты была должность придворных развлекающих, которые должны были удивлять и веселить гостей во время трапезы.

 
Спрос рождает предложение, развиваются новые специальности: кукловоды, дрессировщики с ручными собаками и обезьянками. Через время было принято решение о постройке первого театра в Древней Руси – Потешной палаты. Это произошло в 1613 году. Театр просуществовал около 400 лет и регулярно давал представления. В нем работали не только русские, но и иностранные умельцы. Им было чем удивить: миниатюры с участием ученых медведей, северных оленей, слонов. В почете были прыгуны и силачи (бревна, поднимаемые с помощью челюсти).

Конец эпохи скоморошества

Однако вскоре монарх заподозрил связь скоморохов и бунтовщиков, разжигающих народные восстания. Поэтому в 1648 году был издан указ, согласно которому деятельность потешных людей была запрещена. Грамота настоятельно приказывает уничтожать все маски и музыкальные инструменты, которыми пользовались скоморохи.
 
Гонение усиливалось и церковью, которая резко усмотрела в них «бесовское отродье».
Это привело к тому, что скоморохи перестали выступать, где ни попадя. Теперь они четко выбирали место проведения и отграничивали исполнителей и зрителей. Для этого была придумана сцена или небольшой помост, на котором было удобно разыгрывать сценки. Таким способом они дали начало двум разным направлениям: цирковому мастерству и театральному искусству.
 

 
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи