Информация

Карта сайта

Эволюция arrow История arrow История стран и цивилизаций arrow Скифы и их курганы
2018-06-07 02:00:00
Скифы и их курганы
Печать E-mail
(0 голосов)

По свидетельству греков древнейшими народностями, населявшими край света (степная зона правобережья р. Кубань) были киммерийцы и скифы, собирательный образ многих племён, обитавших в то время на территории Кубанской области.
 

По свидетельству греков древнейшими народностями, населявшими край света (степная зона правобережья р. Кубань) были киммерийцы и скифы, собирательный образ многих племён, обитавших в то время на территории Кубанской области.
В последствии скифские племена разделились собственно на скифов и савроматов. Степная зона прикубанья  место обитание савроматов, у других историков их называли сарматами. О скифах у древних греческих писателей существовали самые противоречившие представления. У одних писателей скифы идеальный, гостеприимный народ у других звери и даже людоеды, обладавшие особой жестокостью, из греков врагов делали гаши для вина, обтянув их кожей, из их кожи делали плащи, полотенца, в пищу потребляли мясо и молоко животных.
Савроматы же не ели мясо животных, питались кобыльим молоком, делали из него сыры, наряду с идеальными порядками у млекоедов, здесь превосходно приживалось рабство. Рабы не только несли тяжёлые работы но и выполняли обязанности спутников умерших скифов на тот свет. Сарматы одно из многочисленных скифских племён кочевали по всей Кубанской области здесь же разъезжали амазонки-сарматиды, заправлявшие мужским населением.
Амазонки женщины воины, что значит «безгрудые», им малолетства выжигали правую грудь, чтобы свободнее действовать рукою в разных положениях с оружием, особенно при метании копья, пользовании луком.
Мужчины пряли шерсть, доили кобылиц и выполняли другие женские работы. Воинами были молодые девушки, став матерями уже воспитывали детей.
Скифы имели общее имущество и женщин, старших себя считают отцами, сверстников братьями, младших сыновьями.
Обычно скиф имел одну жену, но если он хотел, то имел и других женщин, для чего на повозку, где были женщины он вешал лук, что не позволяло другим мужчинам пользоваться женским населением повозки.
Скифы кочевали и жили в кибитках. Сложной экономической деятельности дающей богатство, кроме пастушества не признавали. Одного скифа спросили, если бы ему подарили большой хорошо обустроенный дом, то он ответил отрицательно, так как он не мог взять его на свою повозку и уехать в излюбленные степи.
Как кочевой народ скифы не имели определённой территории, но кочевали в определённых местах, не покидая могилы предков. Излюбленным местом их кочевания были реки Бейсуг и Кирпили особенно их низовья, с умеренным климатом, тёплая часто малоснежная зима, в реках изобилие рыбы а летом и весной в прилегающих к рекам степям и балкам богатые степные травы, чистая пригодная для питья вода людям и животным. В устьях рек  и прилегающих плавнях зимой животные добывали подножный корм. В балках с двух сторонними обрывистыми берегами люди укрывались от холодных морозных восточных ветров, камышем прикрывали повозки, нельзя забывать, что в Керпильских и Бейсугских озёрах была соль. 
Начало марта, пригрело солнце в низовьях балок на их северных берегах, появилась первая трава. Зимние стойбища направлялись в долгий путь в верховья рек. 
«В зависимости от количества скота  и кормов повозочное скифское государство делилось на большие и маленькие группы. Находились в различных расстояниях одна от другой, в зависимости от сезона года. Раннею весной, когда кормов было мало, группы были мелки и далее одна от другой отставали. Летом при обилии кормов, группы соединялись, увеличивались, превращались в многолюдные пастбища».
По свидетельству Геродота скифы  живут в кибитках, из которых наименьшие бывают четырёх колёсные, а другие шести колёсные, закрыты войлоком, устроены наподобие домов, с двумя или тремя отделениями. Тут же в этих домах кибитках совершались все хозяйственные операции и внутренняя интимная жизнь. Весь рабочий уклад скифа состоял из выпаса скота, доения маток, приготовления молочных продуктов скопов, обделка кож. Каждая семья сосредотачивала всё это у своей кибитки.
Здесь же рожают и воспитывают детей. Где бы скиф не кочевал, для него кибитка его родина. 
Греческий писатель Геродот отмечал: «Среди всех известных нам народов только скифы обладают одним, но зато важным для человеческой жизни искусством. Оно состоит в том, что ни одному врагу, напавшему на их родину, они не дают спастись ; и никто не может их настичь, если они не делают этого». 
В 514 г. до н.э. персидский царь Дарий I, вторгся в земли скифов, скифы засыпали колодцы и источники с водой, уничтожая траву, лишая персидскую конницу корма, избегали столкновений. Дарий послал царю скифов посла : «Зачем бежишь, сразись со мною.» Царь скифов не замедлил  с ответом : «Я не боюсь боя и не убегаю от тебя. У нас ведь нет городов, ни обработанной земли, мы не боимся их разорения, и поэтому не вступаем в бой . Если у вас есть желание немедленно с нами сразиться, то вот у нас есть отечественные могилы найдите их и попробуйте разрушить  и тогда узнаете станем ли мы сражаться за эти могилы или нет». Вот как скифы берегли свои курганы. По свидетельству А.Ф. Щербины: 
« Если у нас на Кубани  безвозвратно канул в вечность подобный скифам пастушечий уклад, то ещё не вымерли многие казаки, которые до начала 60–х годов (19-го века), воочую видели, как по черномории перекочевали с места на место казачьи отары, как зимою «табунели» лошади,  копытами, добывавшие из под глубокого снега подножный корм, как доживали свой век отдельные звенья той вековой исторической цепи, которою связывались на прикубанских степях кочевники скотоводы, начиная со скифов и оканчивая ногайцами, последними могиканами степей занятых потом черноморцами».
Как известно из многих народов в разное время, населявших степное Прикубанье только скифы оставили о себе память : насыпные холмы-курганы над захороненными соплеменниками. 
В 80-х годах прошлого века, на окраине г. Тимашевска на берегу р. Кирпили (база Тимашевских эл. сетей) была проведена раскопка скифского кургана, первые останки людей, были обнаружены на южной части кургана, предположительно 500 лет давности мусульман-кочевников, похоронены были не обычно для современных мусульман (сейчас их хоронят сидя) скелеты людей находились в лежачем положении с поворотом головы на юг в сторону священного города Мекки.
Когда была срезана примерно половина кургана обнаружено более древнее захоронение.
Здесь были обнаружены наконечники стрел, остатки лука, полусгнившее древко копья, а так же полусгнившие остатки амуниции для езды на лошади, остатки сломанной полусгнившей деревянной лопаты. К  удивлению скелета покойника не оказалось. 
Как объяснили археологи по поверьям некоторых кочевников, если не разрубить и не разбросать останки убитого врага, то он даже захороненный возродится в будущем времени. Когда была срезана и вывезена земля кургана, отчётливо проявился квадрат захоронения, по его краям шесть углублений от сгнивших деревянных столбов. На дне погребальной ямы обнаружен скелет воина- мужчины и рядом мальчика (обычно поваренка или конюха). Здесь же кремневые наконечники копья и стрел.
Скелет мужчины окрашен охрой, одежда не сохранилась, но остались мелкие золотые пластинки в форме листочков, мушек, общим весом до 100 гр. 
Редкая форма захоронения обнаружена при раскопке кургана в ст. Новокорсунской, когда курган был снесён до уровня земли, археологи выкопали колодец до 3-х метров (контуры ямы явно просматривались). На дне колодца в глине вырыт в горизонтальном направлении склеп высотой до 80 см., где лежало три скелета при них наконечники копий и стрел. 
После первого захоронения, новых усопших хоронили выше каждый раз, подсыпая курган.
На курганах скифы устраивали поминальные тризны. Ежегодно каждый скифский начальник приготавливает чашу вина в своём  околотке, из которой могли пить лишь те, которые уже умертвили врагов. Не совершившие этого подвига сидели в низу кургана, как обесчестенные,  находящиеся под позором, им сверху кидали обглоданные кости жертвенных животных.
«В настоящее время (И.Д.Попка 1858) если встречаются курганы близ куреня или хутора, они бывают увенчаны надгробными крестами. Прах Тарасенка смешивается с прахом Набудонабоназара. И нередко с верхнего конца нового креста развивается белый плащ. Это знак, что в кургане затворился на вечный покой казак, военнослужащий. Скоро ветер оторвёт белый плат и унесёт в степь  , выйдет на курган казачка и без мысли про     
покойника будет грызть подсолнушки, да выглядывать, не идёт ли с поля её овечка».
«Воды Кирпилей довольно свежи, и вид их живописен. Прекрасна здесь весна, отраден летний вечер. Эта цветная лента на угрюмом челе степи. Высокие берега реки усеяны курганами, выше которых нет по другим речкам. Курганы зеленеют, как купы пальм в пустыне, а вокруг них разосланы ковры из воронца и горицвета. На их остроконечную вершину любит выезжать удалой табунщик. Отсюда ему видно, как вдалеке, с разбросанными по ветру гривами, несутся к водопою вольные табунские кони. Отсюда видны и синие Кавказские горы. Много старшин, служивших там боевую службу Государству, окончили свои усталые дни на приветливых берегах Кирпилей. И холмы радостно препояшутся : и на холмах этих же берегов опочила благодать Божья. Здесь, сквозь степную сизую мглу, дымится молитвенное кадило Мариинской пустыни».
Утверждение И.Д.Попки, о том, что с кургана можно видеть Кавказские горы, не вымысел. Мне в 50-х годах прошлого века с кургана в х. Мирном удалось несколько раз отчётливо видеть вершины Кавказских гор. Но для этого нужно несколько благоприятных погодных условий. После летнего дождя, когда воздух промыт от пыли, над головой почти до самого горизонта сплошная облачность, лишь у самого горизонта безоблачная даль.
В ней отчётливо видны освещённые заходящим солнцем снежные шапки гор, а ниже тёмные, покрытые лесом небольшие горы.
О таком природном феномене старые казаки говорили: «Черкес бреется».
Курганы постоянно растут, ветры поднимают сухую землю, которая удерживается курганной растительностью, здесь же отмирают животные, насекомые. Рост очень медленный всего 1 метр за 1000 лет, так что скифские курганы выросли после первой насыпки до двух метров.
На административной карте района 2002г. обозначено 180 курганов, больших, средних и малых. Если условно разделить их число на три части, то две трети из них малые курганы находятся в полях севооборота, распахиваются: Ветры, плуг постоянно уменьшают высоту кургана, они малоприметные на местности, когда они исчезнут одному богу ведомо.
Около 20-ти курганов в прошлом веке исчезло с территории района. Часть курганов, оказавшиеся в зоне застройки населённых пунктов, раскопана археологами, а большая их часть варварски срезана для насыпки дорог, при планировке территории животноводческих ферм.
Большая часть сохранившихся скифских курганов вдоль берегов р. Кирпили - 143, на берегах р. Малый Бейсужек 22, а при балках их очень мало. При Таранцевой балке - 9, при Гречаной - 4 а при речке Незайманка всего 3.
Казаки для удобства и ориентировки на местности присваивали курганам названия, сейчас многие названия утрачены.
Только 5 курганов сохранили за собой казацкие названия : курган-Варичиева, Верликина;
Острая могила, Орлова могила, Бугаева могила. В отношении последней существует быль - легенда, что это вовсе не скифский курган.
В одной из русско - турецких войн татары - ногаи выступили на стороне турок предприняли попытку разрушить Роговской курень.
На правом берегу р. Кирпили в двух верстах от Роговского куреня произошло сражение казаков с ногайцами. В бою с частью казаков погиб походный атаман Бугаев, здесь же погиб и предводитель нагайцев, между казаками и нагайцами заключено перемирие, было решено на месте боя хоронить погибших, насыпав курганы. Каждая сторона старалась насыпать курган повыше. Бугаева могила оказалась выше ногайской. По преданию
Татарский (ногайская) могила насыпана у х. Некрасова.
Возможно легенда основана на историческом факте нападения горцев на ближайшие хутора к Роговскому куреню.
Иногда черкесы не ограничивались нападениями на прикубанские станицы а пробирались небольшими партиями в глубь Черномории.
Летом 1854 г. они напали на хутор Камянского, что распологался на правом берегу р. Кирпили  напротив Роговского куреня, убили сына владельца хутора, пошли к дому. Кинжалами отодвинули засов двери, находившиеся в доме женщины, бежали через окно. Черкесы обыскали весь дом, даже иконы сняли, кинжалами отделили от рам в поисках золота и серебра. Забрали серебро и всё что им показалось ценным.
На другой день приехали казаки из станицы, обыскали весь кут, но следов черкесов не нашли.

Источник

Источник фото

 
Этот день в истории
15 октября
1581В Париже королева-мать Франции Екатерина Медичи (Catherine de M?dicis) представила своим гостям первый в истории публичный балет — «Комичный балет королевы»
1666Английский король Карл II (Charles II of England) впервые надел жилет, введя новую моду
        cм. по теме: История моды - новая эра »
Поиск
 

 
Случайные
Рейтинг
Популярные
Статьи